У книжной полки. Старец Симеон. Молитва до Неба

11 мая 2023 г.

Псково-Печерский монастырь, сохраненный от закрытия и разрушения Пречистой Богородицей, в советское время был уголком русской старины и православия. Со всех концов Советского Союза приезжали сюда люди — отдохнуть душой и помолиться у святынь. И не только поэтому, а еще за утешением и советом к старцам, которые там подвязались. В их числе преподобный Симеон Псково-Печерский. Простой крестьянский парень стал известным на всю страну старцем. Утешал, наставлял, исцелял, предсказывал. Всю свою жизнь он посвятил Богу и людям. О жизни и чудесах преподобного Симеона рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Псково-Печерского монастыря и называется «Молитва до Неба».

***

1. Как отмечает составитель книги, Василиса Деревягина, при подготовке настоящего издания использованы сведения из архива Псково-Печерского монастыря. Это письма, келейные записки, дневниковые записи, разрозненные рукописные листы, найденные в старом ящике в монастырской башне Верхних решеток. Ценными оказались бумаги, найденные казначеем монастыря архимандритом Нафанаилом в келье отца архимандрита Серафима (Розенберга) после его кончины и сохраненные им. Среди них найдены келейные его записки, письма к сестре Тамаре, а главное, подробнейшие записи советов духовного его наставника, старца Симеона.

2. Поучения преподобного добросовестно записывались для памяти и назидания его верным учеником – отцом Серафимом, который вел эти записи преимущественно в 1930-х годах. Он жил через стенку от старца Симеона, в соседней келье, и продолжал время от времени записывать наставления и добрые советы старца Симеона, а также отмечал в своих дневниковых записях некоторые события монастырской жизни. На основании этих документов исследователями были написаны книги, посвященные Псково-Печерским старцам. B данном издании были использованы материалы из книг: «Мы всегда под крылом Божиим» и «Истина всегда проста», авторы которых диакон Георгий и Петр Малковы.

3. В книге «Истина всегда проста» авторами отмечалось, что публикуемые ныне, как письменные, так и устные, рассказы о старце Симеоне и по-человечески интересны, и в высшей степени нравственно-поучительны, являя в своей – хотя бы относительной – полноте исключительно ясный и трезвенный, духовно целостный образ православного инока-старца. Рассказы эти, как правило, одновременно и безыскусны, и «богомудры», и по духу своему зачастую близки духу самого отца Симеона, так естественно сочетавшего в себе столь свойственную ему природную простоту с нередко поистине провидческой «старческой» мудростью».

4. В этой книге, начиная свой рассказ, Василиса Деревягина пишет о пути к святости и пытается ответить на вопрос: «Как рождаются преподобные?» Ответ – на примере жизни старца. Но прежде автор приводит слова митрополита Вениамина (Федченкова), который писал: «Святость! - в нашем обычном понимании это слово имеет чрезвычайно высокий смысл: святой - это уже совершенный, то есть безгрешный, человек. И обыкновенно этим именем мы называем прославленных уже Церковью или канонизированных ею. Поэтому к обычным христианам, даже к лучшим из них, мы не прилагаем этого имени, а называем их «благочестивыми» или «богоугодными», в лучшем случае называем «людьми праведной жизни», но даже не «праведниками»: это слово у нас понимается уже почти как и слово «СВЯТОЙ».

5. И такая осторожность в наименованиях похвальна: человек святой или праведный - это люди крайне редкие, исключительные, особенные, выделяющиеся по благочестивой жизни. Но так как мы ослабели в благочестии, то теперь святые, то есть истинные христиане, стали редкостью; и они выделяются среди нас как нечто необычайное, исключительное. А по существу дела все христиане призваны к святости: в этом цель Пришествия Спасителя». А вот что говорит праведный Иоанн Кронштадтский: «Неблагонадежный, не истинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым,- как неблагонадежен и тот воин, который не хочет, не надеется и не старается быть победителем. Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми! Не своею силою и заслугами пред Богом, нет, а силою благодати Божией; а благодать … дана каждому из нас: заслугами Христовыми», - так призывает нас к святости Кронштадтский пастырь.

6. Почему же сейчас оскудела земля русская старцами? Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об этом говорил так: «Мы живем очень расчетливо. И в этой нашей расчетливости так мало места остается свободе Промысла Божия о нас. Эта расчетливость порождает грех ко греху. От того, что мы такие разумные, нынче совсем не родятся преподобные». Но не так было в семье преподобного Симеона. В первой части книги автор пишет: «Жили люди просто, не мудрствуя лукаво, верили в Бога, имели страх Божий, уповали на Него, соблюдали Его заповеди. И рождались дети в свое время по Промыслу Божию. Так 1 марта 1869 года в семье крестьян Иоанна и Наталии Желниных в д. Яковлевской Островского уезда Псковской губернии родился младенец. Назвали его Василием и окрестили в храме Преображения Господня пог. Вехно. Это был будущий старец Симеон Псково-Печерский, прославленный в 2003 году в лике преподобных».

7. Уже с детских лет – под впечатлением от рассказов о преподобном Серафиме Саровском (еще задолго до причисления того к лику святых) – Василий загорелся стремлением встать на иноческий путь посильного подражания этому великому молитвеннику Русской земли. Об этом сам старец рассказывал: «Будучи десяти лет, я пас своих лошадей и слышал, как люди рассказывали про жизнь отца Серафима, Саровского чудотворца. Как он молился на камне в лесу. Вот я и задумал подражать ему. Нашел в поле большой камень и стал на нем молиться». Посещение в отроческом возрасте Псково-Печерского монастыря только укрепило его в желании отречься от мира и служить единому Богу.

8. Что-то свое, родное почувствовалось ему в укладе монастырской жизни, сердце узнало и откликнулось. Так Господь открывает человеку его место в жизни, его путь. И Василий понял и принял волю Божию о себе. В 1896 году пришел желающий монашества Василий Желнин в древнюю святую Псково-Печерскую обитель и в 1900 году был пострижен в монахи с именем Вассиан. О первых годах жизни в монастыре будущего старца Симеона и о том, что было дальше, читатели узнают из воспоминаний очевидцев, собранных на страницах книги.

***

Еще в семилетнем возрасте блаженный Корнилий Крыпецкий предсказал преподобному Симеону старчество, сказав ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Так и произошло. Он пришел в монастырь, имеющий многовековую историю, который никогда не закрывался, в котором никогда не прерывалась традиция старчества. В Псково-Печерской обители старец Симеон на протяжении 64 лет подвигом добрым подвизался и совершал евангельские чудеса в безбожное советское время. 20 лет назад состоялось прославление его в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря. Об этом повествует житие преподобного Симеона, представленное в этой книге. Кроме того, она содержит воспоминания очевидцев о нем и бесценные его наставления о духовной жизни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать