***
1. Как отмечает составитель книги, Василиса Деревягина, при подготовке настоящего издания использованы сведения из архива Псково-Печерского монастыря. Это письма, келейные записки, дневниковые записи, разрозненные рукописные листы, найденные в старом ящике в монастырской башне Верхних решеток. Ценными оказались бумаги, найденные казначеем монастыря архимандритом Нафанаилом в келье отца архимандрита Серафима (Розенберга) после его кончины и сохраненные им. Среди них найдены келейные его записки, письма к сестре Тамаре, а главное, подробнейшие записи советов духовного его наставника, старца Симеона.
2. Поучения преподобного добросовестно записывались для памяти и назидания его верным учеником – отцом Серафимом, который вел эти записи преимущественно в 1930-х годах. Он жил через стенку от старца Симеона, в соседней келье, и продолжал время от времени записывать наставления и добрые советы старца Симеона, а также отмечал в своих дневниковых записях некоторые события монастырской жизни. На основании этих документов исследователями были написаны книги, посвященные Псково-Печерским старцам. B данном издании были использованы материалы из книг: «Мы всегда под крылом Божиим» и «Истина всегда проста», авторы которых диакон Георгий и Петр Малковы.
3. В книге «Истина всегда проста» авторами отмечалось, что публикуемые ныне, как письменные, так и устные, рассказы о старце Симеоне и по-человечески интересны, и в высшей степени нравственно-поучительны, являя в своей – хотя бы относительной – полноте исключительно ясный и трезвенный, духовно целостный образ православного инока-старца. Рассказы эти, как правило, одновременно и безыскусны, и «богомудры», и по духу своему зачастую близки духу самого отца Симеона, так естественно сочетавшего в себе столь свойственную ему природную простоту с нередко поистине провидческой «старческой» мудростью».
4. В этой книге, начиная свой рассказ, Василиса Деревягина пишет о пути к святости и пытается ответить на вопрос: «Как рождаются преподобные?» Ответ – на примере жизни старца. Но прежде автор приводит слова митрополита Вениамина (Федченкова), который писал: «Святость! - в нашем обычном понимании это слово имеет чрезвычайно высокий смысл: святой - это уже совершенный, то есть безгрешный, человек. И обыкновенно этим именем мы называем прославленных уже Церковью или канонизированных ею. Поэтому к обычным христианам, даже к лучшим из них, мы не прилагаем этого имени, а называем их «благочестивыми» или «богоугодными», в лучшем случае называем «людьми праведной жизни», но даже не «праведниками»: это слово у нас понимается уже почти как и слово «СВЯТОЙ».
5. И такая осторожность в наименованиях похвальна: человек святой или праведный - это люди крайне редкие, исключительные, особенные, выделяющиеся по благочестивой жизни. Но так как мы ослабели в благочестии, то теперь святые, то есть истинные христиане, стали редкостью; и они выделяются среди нас как нечто необычайное, исключительное. А по существу дела все христиане призваны к святости: в этом цель Пришествия Спасителя». А вот что говорит праведный Иоанн Кронштадтский: «Неблагонадежный, не истинный тот христианин, который не хочет, не надеется и не старается быть святым,- как неблагонадежен и тот воин, который не хочет, не надеется и не старается быть победителем. Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми! Не своею силою и заслугами пред Богом, нет, а силою благодати Божией; а благодать … дана каждому из нас: заслугами Христовыми», - так призывает нас к святости Кронштадтский пастырь.
6. Почему же сейчас оскудела земля русская старцами? Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об этом говорил так: «Мы живем очень расчетливо. И в этой нашей расчетливости так мало места остается свободе Промысла Божия о нас. Эта расчетливость порождает грех ко греху. От того, что мы такие разумные, нынче совсем не родятся преподобные». Но не так было в семье преподобного Симеона. В первой части книги автор пишет: «Жили люди просто, не мудрствуя лукаво, верили в Бога, имели страх Божий, уповали на Него, соблюдали Его заповеди. И рождались дети в свое время по Промыслу Божию. Так 1 марта 1869 года в семье крестьян Иоанна и Наталии Желниных в д. Яковлевской Островского уезда Псковской губернии родился младенец. Назвали его Василием и окрестили в храме Преображения Господня пог. Вехно. Это был будущий старец Симеон Псково-Печерский, прославленный в 2003 году в лике преподобных».
7. Уже с детских лет – под впечатлением от рассказов о преподобном Серафиме Саровском (еще задолго до причисления того к лику святых) – Василий загорелся стремлением встать на иноческий путь посильного подражания этому великому молитвеннику Русской земли. Об этом сам старец рассказывал: «Будучи десяти лет, я пас своих лошадей и слышал, как люди рассказывали про жизнь отца Серафима, Саровского чудотворца. Как он молился на камне в лесу. Вот я и задумал подражать ему. Нашел в поле большой камень и стал на нем молиться». Посещение в отроческом возрасте Псково-Печерского монастыря только укрепило его в желании отречься от мира и служить единому Богу.
8. Что-то свое, родное почувствовалось ему в укладе монастырской жизни, сердце узнало и откликнулось. Так Господь открывает человеку его место в жизни, его путь. И Василий понял и принял волю Божию о себе. В 1896 году пришел желающий монашества Василий Желнин в древнюю святую Псково-Печерскую обитель и в 1900 году был пострижен в монахи с именем Вассиан. О первых годах жизни в монастыре будущего старца Симеона и о том, что было дальше, читатели узнают из воспоминаний очевидцев, собранных на страницах книги.
***
Еще в семилетнем возрасте блаженный Корнилий Крыпецкий предсказал преподобному Симеону старчество, сказав ему: «Будешь ты монахом, будешь старец великий». Так и произошло. Он пришел в монастырь, имеющий многовековую историю, который никогда не закрывался, в котором никогда не прерывалась традиция старчества. В Псково-Печерской обители старец Симеон на протяжении 64 лет подвигом добрым подвизался и совершал евангельские чудеса в безбожное советское время. 20 лет назад состоялось прославление его в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря. Об этом повествует житие преподобного Симеона, представленное в этой книге. Кроме того, она содержит воспоминания очевидцев о нем и бесценные его наставления о духовной жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 20 апреля 2024 года
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!