У книжной полки. Воробьев С.Ю. Сокровенный смысл библейских событий

8 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Среди всего многочисленного населения Земли не очень много таких людей, кто бы прочитал Книгу книг - Библию - от начала до конца, как говорится, от корки до корки. Но больше тех, кто однажды решил начать читать эту Священную книгу, и прочитал быть может книги пророка Моисея, а может даже и больше. Но в какой-то момент споткнулся, встретив непонятные для современного человека описания ветхозаветных событий. И всё, на этом обычно чтение Библии заканчивается, тогда как мы должны ежедневно прибегать к чтению Священного Писания, и не только Нового Завета, но и Ветхого. И это особенно важно в дни Великого поста. Для тех, кто желает узнать и понять Библию, мы и предлагаем книгу, которая заняла сегодня свое место на нашей книжной полке.

***

Эта книга под названием «Сокровенный смысл библейских событий» вышла в свет в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Ее автор, Сергей Юрьевич Воробьев, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии по предмету «Библейская археология», автор книг, посвященных библейской теме. В новом своем труде он просто и доступно излагает события от Сотворения мира до Вознесения Господа - историю Древнего Востока в тех её аспектах, которые необходимы для глубокого понимания Священного Писания. Ветхозаветная и новозаветная история излагается с учётом толкований Святых Отцов — главным образом, древних, таких как святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Федорит Кирский и др. Начинает свой рассказ автор соответственно от сотворения мира.

«В начале сотворил Бог небо и землю», — первые слова Библии, записанные пророком Моисеем по откровению от Творца. В древнееврейском тексте употреблён глагол бара, означающий творчество, возможное только для Бога, — создание из ничего. Не будем подробно останавливаться на всех шести днях творения, лишь напомним, что первые пять дней были посвящены сотворению Космоса, света, созданию тверди, явлению суши и сотворению растительности, жизни в воде и птиц. И наконец, в день шестой Господь создал животных на суше и человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».

Как объясняет автор, сотворению человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы. Здесь вновь употреблён глагол бара, и это свидетельствует о том, что человек — высшее создание Господа Бога, принципиально отличное от бессловесных тварей. Образ Божий заключается в свободе человека (животными движут инстинкты), в его разуме и бессмертии души, а подобие Божие — в добродетели и святости. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». А в седьмой день Бог почил от дел творения.

На вопрос, зачем Господь сотворил человека, автор отвечает так: «Бог не имеет нужды ни в чём и создал мир по преизбытку Своей любви, чтобы разделить радость блаженного бытия с сотворенными существами и в особенности с человеком. Господь даровал нам бессмертную душу, разум, творческие способности и предназначил прекрасное будущее: познавать Бога, совершенствоваться в любви и получать всё большую радость в исполнении этого своего призвания. Такое совершенствование беспредельно, как беспределен Сам Бог. Творец произрастил для человека рай — красивый сад, в середине которого раскинули ветви дерево жизни и дерево познания добра и зла.

Плоды древа жизни Бог даровал людям в охранение от болезней и смерти, а плоды дерева познания добра и зла Господь заповедал не вкушать, чтобы не умереть. Наслаждаясь райскими красотами и взирая на дерево познания, Адам должен был осознавать смертельную опасность в разрушении союза с Источником жизни и бессмертия и через это постигать сущность добра и зла. Господь благословил первых людей, сказав им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» над всеми тварями. Все животные слушались людей, ум которых был ясным, воля — доброй, а чувства — чистыми. Блаженная жизнь Адама, Евы и всего их потомства длилась бы вечно, если бы не грех.

Но из ветхозаветной истории мы знаем, что первые люди пали, поверив падшему ангелу, а не Богу. Как пишет автор, «с подчинением людей воле дьявола благодать Божия покинула их, поэтому человеческие тела стали тленными: страдают от болезней, утратили бессмертие. В людях начали действовать страсти как не греховные (голод, жажда, утомление, боязнь), так и греховные (гордость, злоба, зависть, чревоугодие). Согрешив, Адам и Ева увидели себя не богами, а несчастными людьми, чувственность стала главенствовать над их разумом. Люди стали зависимы от страстей, попали в рабство дьяволу, и Господь изрёк наказание, необходимое для спасения человечества. Обо всем этом автор рассказывает в первой главе книги «Сотворение мира».

Следующая глава посвящена «Периоду допотопному», и в частности рассказывает о детях Адама и Евы, и других их потомках. Как отмечает автор, «сыновья сотворенных людей имели разные характеры и наклонности. Каин занялся земледелием, Авель — скотоводством. Добросердечного Авеля Господь благословлял успехом, а злобный Каин терпел неудачи». И как известно, Каин из зависти к брату убил его. После этого «Каин боялся мести и окружил своё селение стеной и рвом — «построил он город», где поселился с женой. Вместо убитого Авеля Господь даровал Адаму и Еве Сифа, от которого произошли благочестивые потомки, заслужившие именоваться в Писании сынами Божиими, в отличие от сынов человеческих — каинитов.

К слову сказать, «один из потомков Каина Ламех первым нарушил порядок брачных отношений, взяв сразу двух жён — Аду и Циллу. Сыновья Ады дали начало ремёслам и искусствам: Иувал изобрёл музыкальные инструменты лиру и флейту, Иавал делал шатры и вёл кочевой скотоводческий образ жизни. Брат Ноемы Тувалкаин научился ковать металлы (первые изделия из меди и железа появились уже в IV—III тыс. до Р.Х.). Почему музыку и научные открытия, позволившие создать ремёсла, были даны людям не через потомков Сифа? Почему со временем даже благочестивые потомки Сифа развратились, и только потоп помог избежать окончательной гибели человеческого рода? Почему возведение Вавилонской башни было не угодно Богу? Почему евреи 40 лет скитались по пустыне? Почему Сыну Божию было угодно родиться в бедности? Почему диавол искушал Господа вкусной едой, богатством и известностью? Почему Мессия был отвергнут теми, кто Его особенно ждал на протяжении веков? На эти и многие другие вопросы отвечает автор на страницах этой книги.

***

Труднейший путь прошел ветхозаветный человек от Сотворения мира. Созданный беспорочным, он вкусил райской жизни, но отпал от Бога. Забыв о своем предназначении человечество безнадежно погрязло в греховной жизни и само не было в состоянии изменить это. Благая жизнь, спасение могли прийти только от Бога, Который посетит человечество и наполнит жизнь людей высшим смыслом. И Господь пришел к людям, не в громе и молнии земной славы всемирного повелителя, а в веянии тихого ветра, как смиренный Врачеватель душ человеческих, родившийся от Девы звездной Вифлеемской ночью. О том, как жили народы от Сотворения мира до Вознесения Господня, рассказывает эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать