У книжной полки. Собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова)

23 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Многие православные христиане знают, как трудно найти хорошего наставника духовной жизни. Но святые отцы, предвидевшие это, предуказали искренне ищущим спасительное средство - «жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братии». Но и тут непросто современному человеку при крайне малом числе духоносных старцев и «моря» разнокалиберной духовной литературы ясно увидеть путь спасения своей души. Где найти концентрированное, трезвое, основанное на опыте святых отцов учение о пути христианской жизни? Собрание трудов святителя Игнатия Брянчанинова (наиболее близкого к нам из русских святых отцов) в полной мере является таким пособием. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию ещё одну книгу из собрания сочинений святителя, которое вышло в свет в издательстве Ковчег в семи томах.

***

1. В третий том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли его знаменитый богословский трактат «Слово о Смерти», «Прибавление к “Слову о Смерти”», а также неоконченный труд «Слово о человеке», в котором святитель излагает учение о человеке на основании Священного Писания и творений святых отцов. Первое из произведений - «Слово о смерти» раскрывает перед читателем таинственный духовный мир, мир Ангелов и бесов, тайны загробной жизни души после телесной смерти человека. На ярких и наглядных примерах автор учит тому, как правильно относиться к явлениям из потустороннего мира, как нужно наладить свою духовную жизнь, чтобы не обольститься приманками лукавых духов, но спасти свою душу для вечной жизни.

2. В первых строках своего сочинения святитель Игнатий пишет: «Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков»

3. Что совершилось и совершается с душою, покинувшею тело? По словам святителя, «смерть непостижима человеку», но она «открывается ему Богом». «Сокровенное таинство — смерть! – говорит святитель Игнатий. - До озарения человеков светом христианства, большею частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце и падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические верования служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую или несчастную, соответственно земным заслугам. Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в вечности».

4. Как отмечает святитель Игнатий, «во время краткого здешнего странствования наши заботы» всегда «сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным». Но еще больше «должны мы озаботиться об участи нашей в вечности». А чтобы об этом озаботиться, надо каждому человеку поразмыслить и найти ответы на следующие вопросы: «Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, - взывает святитель, - необходимо нам раскрыть таинство смерти, и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека». И об этом он пишет в своем труде.

5. «Слово о смерти», по словам самого святителя, было написано единственно с аскетической целью. Требование от него большей отчетливости в богословском отношении вызвало дополнения, которые вошли в него при последующих изданиях. Речь идет о Прибавлении к «Слову о смерти», в котором автор знакомит чад Православной Церкви с мнением западных писателей о духах, рае и аде, обличает неосновательность и неверность этого мнения. Завершает книгу сочинение «Слово о человеке», в котором говорится «о творении мира и человека, о пребывании в раю, грехопадении и последующей земной жизни человечества». Это сочинение, как и другие творения святителя Игнатия, представляет несомненный интерес и вполне может послужить к назиданию и духовной пользе всех, стремящихся «спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2, 4).

6. Это сочинение, изложенное на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви, имеет философско-догматический характер и излагает вероучительные истины в систематическом порядке. Иначе данный труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии. Во введении преосвященный автор пишет: «Из монастырского уединения смотрю на видимое нами великолепное и обширное мироздание — поражаюсь недоумением и удивлением. Повсюду вижу непостижимое! Повсюду вижу проявление Ума, столько превышающего мой ум, что я, созерцая бесчисленные произведения Его в необъятной картине мира, вместе не могу понять окончательно ни одного произведения Его, ни одного действия Его».

7. «Среди предметов необъятного мироздания, - продолжает святитель, - вижу и себя — человека. Кто я? Откуда и для чего являюсь на земле? Какая вообще цель моего существования? Какая причина и цель моей земной жизни, этого странствования, краткого в сравнении с вечностью, продолжительного и утомительного в отношении к самому себе? Что делается со мною, когда я, пробыв на земле срочное время, исчезаю с лица ее, исчезаю в неизвестность, подобно всем прочим человекам? Человек, заключает автор, - тайна для самого себя. Именно эту тайну и пытается приоткрыть нам святитель в настоящем труде. «Озаряемый светом Слова Божия, светящего нам из Священного Писания и из писаний Святых Отцов, он предлагает учение Святаго Духа о человеке, предлагает, как говорит сам, - сообразно скудости своих способностей, особливо же сообразно скудости духовного преуспеяния».

***

Для нас, современных христиан, творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются своего рода православной аскетической энциклопедией и представляют собой одно из таких «отеческих писаний», которые имеют особую ценность для тех, кто ищет спасения. И ценность эта заключается в том, что в основе всех трудов святителя лежит тщательное изучение святоотеческих творений и личный подвижнический опыт. В них дается ясное изложение всех важнейших вопросов духовной жизни, в том числе и опасностей, встречающихся на ее пути, поэтому они существенно необходимы для всех желающих проводить благочестивую и богоугодную жизнь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать