Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. В третий том сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли его знаменитый богословский трактат «Слово о Смерти», «Прибавление к “Слову о Смерти”», а также неоконченный труд «Слово о человеке», в котором святитель излагает учение о человеке на основании Священного Писания и творений святых отцов. Первое из произведений - «Слово о смерти» раскрывает перед читателем таинственный духовный мир, мир Ангелов и бесов, тайны загробной жизни души после телесной смерти человека. На ярких и наглядных примерах автор учит тому, как правильно относиться к явлениям из потустороннего мира, как нужно наладить свою духовную жизнь, чтобы не обольститься приманками лукавых духов, но спасти свою душу для вечной жизни.
2. В первых строках своего сочинения святитель Игнатий пишет: «Смерть — великое таинство. Она — рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку — тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Мир этот недоступен для грубых органов тела, чрез которые, во время пребывания нашего на земле, действуют чувства, принадлежащие, впрочем, собственно душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно прочим предметам невидимого мира. Видим только при совершении смертного тайнодействия бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тления, червей, забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков»
3. Что совершилось и совершается с душою, покинувшею тело? По словам святителя, «смерть непостижима человеку», но она «открывается ему Богом». «Сокровенное таинство — смерть! – говорит святитель Игнатий. - До озарения человеков светом христианства, большею частью они имели о бессмертии души самые грубые и ложные понятия; величайшие мудрецы язычества только умозаключали и догадывались о нем. Однако сердце и падшего человека, как ни было мрачно и тупо, постоянно осязало, так сказать, свою вечность. Все идолопоклоннические верования служат тому доказательством; все они обещают человеку загробную жизнь — жизнь или счастливую или несчастную, соответственно земным заслугам. Необходимо нам, кратковременным странникам на земле, узнать нашу участь в вечности».
4. Как отмечает святитель Игнатий, «во время краткого здешнего странствования наши заботы» всегда «сосредоточены на том, чтоб устранить от себя все печальное и окружить себя всем приятным». Но еще больше «должны мы озаботиться об участи нашей в вечности». А чтобы об этом озаботиться, надо каждому человеку поразмыслить и найти ответы на следующие вопросы: «Что совершает с нами смерть? Что предстоит душе за пределом вещественности? Неужели там нет воздаяния за добро и зло, совершаемые человеками на земле произвольно и невольно? Неужели нет этого воздаяния, тогда как зло на земле по большей части преуспевает и торжествует, а добро гонимо и страдает? Необходимо, - взывает святитель, - необходимо нам раскрыть таинство смерти, и увидеть невидимую телесными очами загробную будущность человека». И об этом он пишет в своем труде.
5. «Слово о смерти», по словам самого святителя, было написано единственно с аскетической целью. Требование от него большей отчетливости в богословском отношении вызвало дополнения, которые вошли в него при последующих изданиях. Речь идет о Прибавлении к «Слову о смерти», в котором автор знакомит чад Православной Церкви с мнением западных писателей о духах, рае и аде, обличает неосновательность и неверность этого мнения. Завершает книгу сочинение «Слово о человеке», в котором говорится «о творении мира и человека, о пребывании в раю, грехопадении и последующей земной жизни человечества». Это сочинение, как и другие творения святителя Игнатия, представляет несомненный интерес и вполне может послужить к назиданию и духовной пользе всех, стремящихся «спастися и в разум истины прийти» (1 Тим. 2, 4).
6. Это сочинение, изложенное на основе Священного Писания и Предания Православной Церкви, имеет философско-догматический характер и излагает вероучительные истины в систематическом порядке. Иначе данный труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии. Во введении преосвященный автор пишет: «Из монастырского уединения смотрю на видимое нами великолепное и обширное мироздание — поражаюсь недоумением и удивлением. Повсюду вижу непостижимое! Повсюду вижу проявление Ума, столько превышающего мой ум, что я, созерцая бесчисленные произведения Его в необъятной картине мира, вместе не могу понять окончательно ни одного произведения Его, ни одного действия Его».
7. «Среди предметов необъятного мироздания, - продолжает святитель, - вижу и себя — человека. Кто я? Откуда и для чего являюсь на земле? Какая вообще цель моего существования? Какая причина и цель моей земной жизни, этого странствования, краткого в сравнении с вечностью, продолжительного и утомительного в отношении к самому себе? Что делается со мною, когда я, пробыв на земле срочное время, исчезаю с лица ее, исчезаю в неизвестность, подобно всем прочим человекам? Человек, заключает автор, - тайна для самого себя. Именно эту тайну и пытается приоткрыть нам святитель в настоящем труде. «Озаряемый светом Слова Божия, светящего нам из Священного Писания и из писаний Святых Отцов, он предлагает учение Святаго Духа о человеке, предлагает, как говорит сам, - сообразно скудости своих способностей, особливо же сообразно скудости духовного преуспеяния».
***
Для нас, современных христиан, творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются своего рода православной аскетической энциклопедией и представляют собой одно из таких «отеческих писаний», которые имеют особую ценность для тех, кто ищет спасения. И ценность эта заключается в том, что в основе всех трудов святителя лежит тщательное изучение святоотеческих творений и личный подвижнический опыт. В них дается ясное изложение всех важнейших вопросов духовной жизни, в том числе и опасностей, встречающихся на ее пути, поэтому они существенно необходимы для всех желающих проводить благочестивую и богоугодную жизнь.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!