У книжной полки. Слова в дни памяти особо чтимых святых

3 января 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Во все времена Священное Писание было неисчерпаемым источником для проповедника, обогащающим не только его душу, но и души слушающих его. Однако, как говорит святитель Лука Крымский, «не только Священное Писание», - этот «главнейший источник света духовного», - помогает нам «на трудном пути исполнения заповедей Христовых и спасения душ» наших, но и Жития святых». Потому как святые в своей жизни воплощали Евангелие. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию новую, восьмую книгу митрополита Омского и Таврического Владимира, в которой собраны «Слова в дни памяти особо чтимых святых».

***

1. Издательство ««Сибирская Благозвонница» продолжает публикацию цикла богослужебных проповедей митрополита Омского и Таврического Владимира. Новая его часть называется «Слова в дни памяти особо чтимых святых». Эти Слова яв­ляются своего рода логичным продолжением серий «Вечное сокровище», «Врата покаяния» и «Сияние Пасхи», где толкуются литургические Евангельские и Апостольские чтения на весь богослужебный год. В восьмую книгу вошло 44 богослужебных проповедей митрополита Владимира, посвященных памяти как отдельных святых Вселенской Церкви и Русской Церкви, так и их Соборам и отдельным событиям, связанным с ними, охва­тывая месяцы январь и февраль.

2. Традиционно многие церковные проповедники на­ряду с толкованием чтений из Священного Писания посвящали свои проповеди изложению житий свя­тых угодников Божиих. Святые стали таковыми благодаря своему богоугождению, аскетическому подвигу и личному благочестию, но также благодаря своему общественному служению на земле, что в особенности относится к святым архиереям. В их житиях мы, по словам автора, «видим образ того, как высоко служение архипастыря народа Божия и сколькими благодеяниями родному народу может увенчаться святительское служение».

3. Владыка Владимир риторически задается вопросом: «Что такое почитание святых? Заключается ли оно в том, что­бы воздавать им всяческие почести, строить храмы в память о них, сочинять и петь в их честь красивые и трогательные песнопения? Да, все это тоже и важ­но, и нужно — но нужно только для нас самих, для того, чтобы нам самим не забывать о великих святых и получать назидание из тех примеров, которые дает нам их жизнь и учение. Что же касается самих святых то им и во время земной жизни вовсе не были нужны почести; и тем более не нужны они им теперь, когда они наслаждаются вечной жизнью и богообщением в Царствии Небесном» (С. 109). Такое почитание святых нужно нам самим. И прежде всего с любовью к ним как угодникам Божиим и надеждой на их мо­литвенную помощь нам.

4. Святые Божии, даже давно уже почившие, молит­венно и духовно не оставляют нас. По мысли автора, святые сильны перед Богом и слышат наши мо­литвенные обращения к ним и предстательствуют перед Богом за нас: «Сильна пред Господом молитва святых Его угодников. Всемогущий Бог слушает верных Своих и по их прошениям благодетельствует не только от­дельным людям, но и целым сообществам — городам, народам, государствам. Великие духом святые Русской земли предстательствуют за нас пред Престолом Всевышнего, и безумием было бы не прибегать к благодат­ному их предстательству». Впрочем, молитвенное почитание Божией Матери и святых угодников Божиих не отменяет молитвы непосредственно к Богу, но сли­вается в единый молитвенно-богослужебный поток об­ращенности к Богу Церкви и каждого верного ее сына

5. Поэтому митрополит Владимир призывает нас к молитвенному обращению к Богу и к почитанию свя­тых угодников Божиих о нашей Церкви и народе. А их жития архипастырь раскрывает в своих проповедях. На страницах этого сборника вы прочтете о многих святых, чья память празднуется в январе и феврале. Открывает книгу слово о святом праведном Иоанне Кронштадтском, ведь его память мы чтим во второй день нового года. Свой рассказ о нем автор начинает так: «Огромные толпы повсюду спешили вслед за этим дивным человеком. Почтальоны горбились под тяжестью писем и телеграмм, шедших к нему не только со всей России, но и со всего мира. Прикоснуться к краю его одежды или просто издали увидеть его считалось счастьем. Этот человек не был ни правителем, ни полководцем, ни знаменитым художником или музыкантом — никем из тех, кого называют идолом и кумиром масс. Это был приходской священ­ник, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев из Кронштадта.

6. Некогда иудейские законники, слыша о чудесах Иисуса Назарянина, сомневались: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). Назарет был городом полубезбожников-полуязычников, невежественных бедняков. Отсюда в широкий мир шел его Спаситель, восходило над человечеством Солнце Правды (Мал. 4,2). Тому надлежало быть, ибо Сын Божий явился призвать грешников к покаянию. Ну, а Россия позапрошлого века могла ли ждать чего-нибудь доброго из Кронштадта? Кронштадт того времени был страшным местом. Это была выгребная яма столичного Петербурга, куда высылались «от­бросы общества»: перекатная голь, бродяги, уголов­ный сброд. К этим-то озлобившимся и отчаявшимся, теряющим человеческий облик, в их темные углы явился молодой священник со словами о Христе и своим милосердным сердцем, которое вмещало всех страждущих. О нем более подробно рассказывает автор далее на страницах книги.

7. А следующее слово архипастыря приходится на третье января, когда Церковь чтит память святителя Московского Петра. Как пишет автор, «раздроблена, разобщена, разделена была Древняя Русь XIII-XIV веков. На лоскутное одеяло, сшитое не­прочными нитками из множества уделов, походила она. Здесь непрестанно шла борьба княжеских притязании: один удельный правитель силился урвать у другого ку­сок владений, чести или славы. За первенство боролись два еще молодых в то время, но стремительно усиливавшихся княжества - Тверское и Московское. Однако исход этого спора был предрешен не военной силой, не политикой, не дипломатией, а обращенным к князю Московскому пророчеством смиренного старца-митрополита:

8. «Город твой будет прославлен, святители поживут в нем, и взыдут руки его врагов на врагов его, и Бог в нем прославится, и кости мои здесь поло­жены будут». Избрав Москву центром Русской митрополии, святитель Петр предначертал этому городу миссию столицы единой Руси: сюда устремились духовные чаяния народа, здесь стало биться сердце Матери-Церкви». О жизни кроткого, сми­ренного, милосердного святителя Московского Петра говорит в своей проповеди митрополит Владимир.

***

Святитель Иоанн Шанхайский говорил: «Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира». Как предполагают издатели, книга митрополита Владимира внесет свою леп­ту в исполнение этого святого пророчества. О жизни святых автор говорит просто, ярко и убе­дительно. В проповедях архипастыря житийные материалы совмещаются с современной духовно-нравственной проблематикой, историческими оценками и духовными уроками, преломляясь через личный многолетний опыт архипастырского служения автора.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать