У книжной полки. Сказание о жизни и подвигах Глинской пустыни старца схиархимандрита Илиодора

9 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), Глинская пустынь в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества. Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами она служила общему всенародному духовно-просветительскому делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси. «Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев, 13 из которых были прославлены в лике святых в 2008 году. В числе глинских старцев, по словам Сергея Алесандровича Нилуса, «сиял духовным разумом, добродетелью и прозорливостию духовидец схиархимандрит Илиодор». О нем рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Как говорится в жизнеописании старца Илиодора (в миру Иоанна Федоровича Голованицкого), долог и труден был путь будущего подвижника, сына сельского священника, родившегося в 1795 году, к Глинской пустыни. Окончив Киевскую духовную академию в 1813 г. он на правах юнкера Нижегородского ополчения участвовал в преследовании за границей бежавших из России французов. После недолгого пребывания в Киево-Печерской Лавре, избранной Иоанном для поселения на послушание, он, много слышавший славного о Софрониевой пустыни, направился туда, а вскоре решил переселиться в Глинскую пустынь. Там, в 1820 г. послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иоиль.

2. В 1823 году в день памяти 40-ка мучеников Севастийских Иоиль был облечен в иноческий образ настоятелем Филаретом и наречен Иоанникием. По мере его усовершенствования в духовной жизни, усиливались искушения. Со временем диавол воздвиг на подвижника сугубую брань: отца Иоанникия оклеветали перед настоятелем, и он был изгнан из обители. После некоторых скитаний и колебаний он решился возвратиться снова в Глинскую пустынь и был принят по его усердным молитвам к Божией Матери. 14 сентября 1835 года отец Иоанникий был возведен в сан игумена и переведен на должность настоятеля Петропавловского монастыря Черниговской епархии с возведением в сан архимандрита. В начале 1845 года он подал прошение о перемещении на покой в Глинскую пустынь. В 1858 году в Навечерие праздника Рождества Христова он был облечен во святую схиму с наречением имени Илиодор.

3. В 1863 г. отец Илиодор уединился в пустынной келье, построенной им в 3-х км к востоку от монастыря, и подъял еще более высокие подвиги воздержания и молитвы. Обретя дары рассуждения и прозорливости, старец стал руководителем многих глинских старцев. При этом он был не только опытнейшим духовным руководителем, но также — через благодатные созерцания Горнего мира — свидетелем истины Божией. После многих трудов и подвигов, прикованный болезнью к одру, отец Илиодор был доставлен братией в пустынь, где мирно преставился ко Господу накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

4. Обо всем этом, но более подробно и рассказывает переизданная вновь книга - «Сказание о жизни и подвигах Глинской пустыни старца схиархимандрита Илиодора», вышедшая в свет в издательстве Киево-Печерской Лавры. Составитель жизнеописания, игумен Иассон, в Глинскую пустынь поступил в 1863 году в юном возрасте. В книге «Глинский патерик» говорится о нем, что вначале он проходил общие послушания, например, трудился на уборке сена, был также и чтецом в храме. Однако вскоре его назначили прислуживать старцу Илиодору, как сам отец Иассон пишет: «Я ему (отцу Илиодору) прислуживал и пользовался его любовью, посему я имел возможность видеть текущие достохвальные его подвиги и дела и слышать из уст его о прошедших».

5. 16 лет (с 1863 и до кончины старца в 1879 году) прожил отец Иассон «при отце Илиодоре в самых близких к нему духовных отношениях и пользовался его доверием». Старец рассказывал отцу Иассону не только о внешних событиях своей жизни, но приоткрывал и свои духовные состояния. Отец Илиодор по своему глубокому смирению говорил лишь о некоторых благодатных откровениях, которых он удостаивался, но при этом запрещал передавать слышанное другим. По свидетельству отца Иассона старец Илиодор был его духовным отцом и восприемником при постриге в монашество. Значит, отец Иассон был пострижен еще при жизни отца Илиодора, то есть до 1879 года.

6. В предисловии к первому изданию книги об отце Илиодоре отец Иассон пишет: «Старец схиархимандрит Илиодор подвизался и иночестве 65 лет. Своею опытностью, добродетельною жизнью и духовными дарованиями он известен был далеко и за пределами обители, в которой подвизался. Многие и из монашествующей братии, и из мирян обращались к старцу за советами, пользовались его назидательными беседами, и потому для них память о нем дорога. Имея к нему полное доверие и любовь, я старался напечатлеть в своей памяти все его деяния и все то, что мне довелось не раз слышать от него».

7. Как отмечает отец Иассон, «опасаясь, что с течением времени многое может изгладиться из памяти», он еще при жизни старца, не мудрствуя лукаво, начал записывать для себя то, что ему казалось в каком-нибудь отношении замечательным. «Таким образом, - отмечает он, - у меня составилось довольно материала, не подлежащего для меня никакому сомнению. После смерти старца некоторые из его учеников и почитателей, узнав, что я записывал рассказы старца Илиодора, обратились ко мне с просьбою о том, чтобы я поделился с ними тем, что имею, и что для них может быть дорогим напоминанием о старце. Исполняя желание собратий, я решился по простоте сердца издать сию книжку».

8. Однако в первое издание вошла только часть материала, собранного отцом Иассоном. Поэтому через 17 лет он дополнил книгу как личными сведениями, так и письменными материалами других почитателей старца, и в 1906 году было опубликовано второе более полное издание книги о старце Илиодоре. «Теперь, - писал он в предисловии книги, - в это последнее издание, внесен остальной, прежде собранный мною лично материал. А также и доставленный другими учениками и почитателями старца, которые шли к нему со своими духовными нуждами и испытали на себе действие благодатной силы при обращении к старцу».

***

«Сказание о жизни и подвигах старца схиархимандрита Илиодора», по словам его составителя, отличается особенною простотой слога и речи: в нем отсутствуют красноречие и витиеватостъ. Ведь в основание труда положено желание представить старца Илиодора во всей его патриархальной простоте, каков он был действительности, и каким он сохранился в памяти знавших его людей. Простота его, по словам отца Иассона, иногда простиралась до меры младенческого незлобия, какое усваивают себе все отвергшиеся мира ради единения с Богом и возшедшие в добродетелях на высоту совершенства.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать