Псалтирь — одна из книг, что более всего «на слуху» у православного христианина. Псалмами заполнено православное богослужение, они звучат на всех без исключения храмовых службах, включая самую главную — Божественную литургию. Псалмы, написанные более двух тысяч лет назад, до сих пор составляют основу нашего молитвенного правила. Книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию, поможет понять исторический, культурный и духовный смысл псалмов, использующихся в богослужениях Православной Церкви, и увидеть, почему псалмы были и остаются в центре молитвенной практики каждого христианина.
***
1. Эта книга под названием «Щит Давида. Толкование псалмов, используемых в православном богослужении» вышла в свет в издательстве Никея. Ее написал - священник Александр Сатомский, который по словам издателей, не только глубокий и вдумчивый автор, но и человек, чья деятельность невероятно многогранна: он настоятель Богоявленского храма в Ярославле; пресс-секретарь, глава издательского совета и член богословской комиссии Ярославской епархии; преподаватель кафедры теологии педагогического университета, духовной семинарии и колледжа библейских дисциплин «Наследие», автор статей и лекций на православных порталах.
2. Книги отца Александра – это, по словам издателей, прекрасный пример того, как можно говорить о сложных библейских текстах ясно, современно и увлекательно. Толкование псалмов - это идеальный повод не откладывать знакомство с его творчеством! «Щит Давида» - глубокое и атмосферное издание, открывающее Псалтирь с новой стороны. В основу книги входит несколько лекций, прочитанных отцом Александром в 2021 году в рамках занятий в приходской воскресной школе для взрослых в храме Богоявления города Ярославля, где автор и трудится настоятелем. Псалтирь — самый однозначный выбор библейской книги для чтения и разбора священником с приходом: очевиднее этого выбора лишь Евангелие.
3. Причина в том, говорит автор, что при всей популярности, псалмы — текст ветхозаветный, сложный, отстоящий от нас достаточно далеко в своем историческом и культурном контексте и поэтому, безусловно, нуждающийся в осмыслении, толковании. Но почему в христианском богослужении псалмам уделяется такое большое внимание? Первое соображение, - говорит автор, - касается не только Псалтири, но всего Ветхого Завета. Традиционному христианству принципиально важно было осознавать и демонстрировать идею, что новая община — наследница ветхозаветной, подчеркивать, что оно не возникло в вакууме, а является правопреемником откровений, данных древнему Израилю.
4. В неортодоксальном, гностическом христианстве была крайне популярна мысль о том, что Бог Ветхого Завета есть лишь демиург — ограниченный администратор-сотворец этого мира, подчиненный высшему Абсолюту и часто противящийся Ему. На практике это вело к презрению и отвержению Ветхого Завета — получалось, что истинный Абсолют долгое время был безучастен к судьбам собственного творения и лишь на определенном этапе включился в историю, ниспослав в мир, подвластный демиургу-Яхве, своего эмиссара — Ум или Слово («Логос»), персонализованное в Иисусе. Христианство традиционное настаивает на ложности такого подхода. Согласно этой концепции, Бог вовлечен в историю человека и человечества, от Адама непрерывно присутствуя в ней.
5. Более того, Он однозначно видит в этой истории смысл, она имеет Им определенные правила и движется по Им определенной логике, пусть и не всегда понятной Его творению. Этим связка между новозаветной Церковью и ветхозаветной общиной принципиально важна: она демонстрирует, что Бог от творения человека до дня сегодняшнего — Тот же. Одним и тем же Духом спрашивалось: «Адам, где ты?» (Быт. 3: 9) — и было сказано с креста: «Отче, прости им, они не знают, что творят» (Лк. 23: 34). Отсюда следует второе соображение: так как Бог Ветхого и Нового Заветов один и тот же, для христиан приобретает значение не только учительный, но и молитвенный ветхозаветный опыт.
6. Для общины Израиля Псалтирь была важным молитвенным сборником, стала она таковым и для Нового Израиля — Церкви. По словам автора, Псалтирь можно условно назвать «ветхозаветным молитвословом». Ведь перед нами сто пятьдесят разных произведений, каждое из которых было написано исходя из разных нужд, они связаны с разными обстоятельствами. В некотором смысле Псалтирь — это молитвенный сборник на все случаи жизни. И разным случаям, очевидно, приличествуют разные жанры. Ряд псалмов возникает непосредственно как личные молитвенные тексты, какие-то связаны с царским культом; некоторые происходят из недр общественного богослужения скинии и Храма.
7. При всем многообразии составляющих ее псалмов, Псалтирь четко подчинена нуждам и необходимостям каждого верующего, то есть преподана не столько общине, сколько конкретному молящемуся. Так как большинство верующих иудеев не могли иметь ее дома ввиду высокой стоимости рукописи, они учили ряд псалмов наизусть. И если сейчас, по словам автора, это уходящий навык из-за изобильного доступа к текстам в книгах и гаджетах, то в древности, как иудейской, так и христианской, запоминание услышанных за богослужением текстов для большинства было единственной возможностью ими пользоваться самостоятельно. Но запоминание и использование должно быть связано с пониманием — уже у современников Христа возникали проблемы с восприятием древнееврейского текста, что уж говорить о нас.
8. Понять, осмыслить Псалтирь и попытался отец Александр, и как итог - данная книга. Правда, говорится в ней не обо всех псалмах. В своем труде автор рассматривает лишь те из них, что используются за богослужением, что востребованы в рамках домашней молитвы: говорит об их жанровой принадлежности и месте в Псалтири, упоминает их структурные особенности, а также пытается актуализировать их для нашей молитвенной жизни. Если кто-то из читателей захочет вникнуть в них глубже, автор советует обратить внимание на гениальные «Беседы» на ряд псалмов святителя Василия Великого и толкования всей Псалтири свт. Афанасия Александрийского и блж. Феодорита Кирского. А из комментариев современных авторов отец Александр особенно выделяет книгу «Живая Псалтирь день за днем» библеиста Владимира Сорокина.
***
По словам издателей, эта книга раскрывает непреходящую актуальность текстов, написанных более двух тысяч лет назад. В ней - ключ к пониманию духовного, исторического и культурного смысла псалмов для осознанной церковной жизни. Священник Александр Сатомский доступно и популярно излагает даже самые сложные темы. Читателя ждут увлекательные экскурсы в историю, комментарии к псалмам всех церковных служб и ответы на главные вопросы: как применять их смыслы в повседневной жизни и почему они остаются сердцем молитвы христианина спустя тысячелетия? Это издание, наполненное глубинными смыслами, станет и ценным приобретением для себя, и оригинальным подарком для близких.
13 ноября 2025 г.
«Этот день в истории» (Екатеринбург)Этот день в истории. 13 ноября
13 ноября 2025 г.
«Церковный календарь» (Санкт-Петербург)Церковный календарь 13 ноября. Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерские
13 ноября 2025 г.
«День ангела»День ангела. 13 ноября
13 ноября 2025 г.
«Читаем Евангелие вместе с Церковью»Евангелие 13 ноября. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши…
13 ноября 2025 г.
«Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)Читаем Апостол. 13 ноября 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!