У книжной полки. С Крестом и Евангелием. Книга об одном удивительном монастыре и его старцах

29 марта 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Как много всегда на Руси было праведников, кото­рые смиренно посвящали свою жизнь служению Богу и ближним. Кто-то из них давно уже причтен к лику святых, чьи-то имена полузабыты, чьи-то имена за давностью лет забыты совсем. Книга, которую сегодня предлагаем вашему вниманию, рассказывает о жизни пяти удивительных людей, ко­торые при жизни многими почитались за благодатных стар­цев. К ним шли отовсюду люди со своими немощами и недуга­ми, получали от них утешение, исцелялись по их молитвам от своих духовных и телесных болезней. Общность их судеб позволила поместить все эти жизнеописания в одну книгу. Она называется – «С Крестом и Евангелием. Книга об одном удивительном монастыре и его старцах».

***

1. Итак, перед Вами в этой книге – жизнеописания пяти подвижников, живших в недалеком от нас прошлом. Все эти необыкновенные по своему духовному подвигу люди были знакомы друг с другом, любили и почитали один другого. Были сомолитвенниками, сопостниками, разделяли общие для всех беды и скорби, были каждый для другого помощью и опо­рой. Помогали старческим советом, окормлялись один от дру­гого и вместе пасли многочисленных своих духовных чад, вели их по дороге смирения, послушания и любви. Все эти отцы и матушки были послушниками удивитель­ного монастыря, и за свои труды и подвиги во славу Божию сподобились получить от Господа великую благодать помогать людям в их духовных немощах.

2. Об этом монастыре, как говорят издатели, надо рассказать особо. У него никогда не было своего названия, он никогда не имел постоянного места прописки, послушники его жили на территории от Сибири до Прибалтики — и все-таки это был настоящий, полнокровный монастырь. В то время, когда святые обители в основном были закрыты, духовные люди все равно тянулись друг к другу, име­ли молитвенное общение. Духовная жизнь концентрировалась вокруг какого-нибудь известного старца, таким образом, со­здавалась некая духовная семья, не связанная никакими стена­ми и совершенно свободная в своей географии. Таких примеров известно много. Но среди прочих эта община, о которой говорится в книге, все равно выглядит как уникальное, ни на что не похожее явление.

3. В этой обители не было ярко выраженного духовного авторитета одного старца, но был некий духовный союз многих старцев, которые жили один у другого в послушании и пользовались советами и наставлениями друг от друга. Жили в совершенной любви, почти как апостольская община. Такой же жизнью жили и все те, кто у них окормлялся. «Не было у нас ни ревности, ни зависти, одна любовь только», - вспоминала впоследствии схимонахиня Феодорита. Имена этих духоносных наставников теперь известны многим по многочисленным изданиям и публикациям: схиигумен Митрофан (Мякинин), оптинский старец схимонах Иоасаф (Моисеев), схимонахиня Серафима (Белоусова), схимонахиня Леонтия (урож. кн. Левицкая), иеросхимонах Нектарий (Овчинников), схимо­нахиня Михаила (Сарычева), схимонахиня Антония (Овечкина) и другие... Но в этой книге говорится только о пяти из них.

4. Первая часть рассказывает о схиигумене Митрофане (Мякинине). Как отмечают издатели, писать о человеке, умершем более 50 лет тому назад, всегда сложно. Писать о схиигумене Митрофане, старце, человеке великой духовной высоты, неизме­римо сложнее. Тайну своего духовничества он унес с собой. Отец Митрофан не вел дневников, он оставил после себя очень небольшое количество воспоминаний и писем. Но они удиви­тельны. И вы, - говорят издатели, безусловно, почувствуете в них его живое стар­ческое слово. А еще издатели надеются, что после этого издания появятся другие, бо­лее полные, — ведь многие документы, которые могли пролить свет на этапы земной жизни схиигумена Митрофана, еще не открыты. А вот живых свидетелей этого пастырского под­вига остается все меньше и меньше. Каждое воспоминание о батюшке драгоценно. Для составителей этой книги было важным сохранить именно живой голос тех людей, которые знали батюшку.

5. Во второй части книги представлено жизнеописание схимонахини Серафимы (Бело­усовой), прожившей многотрудную подвижническую жизнь, ко­торую она всецело посвятила служению Богу и людям. Пред­лагаемое вниманию читателей повествование основано на свиде­тельствах знавших старицу Серафиму людей и подробных опи­саниях некоторых из происшедших по ее молитвам и происхо­дящих по сей день Божиих чудес. Кто-то из потрудившихся над написанием, сбором и упо­рядочиванием этих воспоминаний получил по молитвам Ми­чуринской подвижницы спасительную духовную помощь, кто-то — исцеление от недуга, а кто-то вообще пришел к сознательной вере в Бога. И чтобы не уподобиться исцеленным Господом и оставшимся неблагодарными девяти прокажен­ным, издатели этой книги приступили к составлению жизнеописания старицы. О ней как о великой молитвеннице и чудотворице оди­наково благоговейно свидетельствуют и миряне, и священники, и епископат.

6. Третья часть книги посвящена пре­подобному Иоасафу (Моисееву). Жизнь одного из последних Оптинских старцев, скончавшегося 7 апреля 1976 года, практически неизвестна право­славным христианам наших дней. Жил он в затворе, в провин­циальном городке Грязи Липецкой области. Сохранившиеся и опубликованные сведения о нем настолько скудны, что из них трудно получить представление об этом подвижнике. Но Всеблагий Бог, прославляющий дивных угодников Своих, заботит­ся и о сохранении памяти о них в христианском роде. Память о преподобном Иоасафе не исчезла, несмотря на его сокровен­ную и скрытую от мира жизнь. Его облик предстает перед нами в воспоминаниях его келейницы, схимонахини Николаи, яв­ляющейся ныне насельницей Псковского Снетогорского монастыря. Из ее рассказа можно видеть, какого исключительно высокого духа человек совсем недавно жил среди нас и какие неизвестные миру «работники» есть у Бога.

7. Среди многих старцев, подвизавшихся в 1930-1970-е годы на территории Воронежско-Липецкой и Там­бовской епархий, схимонахине Михаиле (Сарычевой) принадлежит исключительное место. Матушка эта никогда не жила долго в одном месте; с юности благословленная на странничество, она вообще не имела собственного жилья. О жизни этой Божией странницы рассказывает четвертая часть книги. А в пятой говорится о старице схимонахине Антонии (Овечкиной). Очень коротко скажем, что матушка Антония несла удивительный подвиг — имела дар от Бога помогать людям, имеющим тя­желые духовные недуги. К матушке со всех сторон стекались расслабленные и бесноватые. Она же читала над болящими Евангелие, прикладывала к болящим Крест и от всего этого совершались многие удивительные вещи. Об этом говорится в ее жизнеописании.

***

В предисловии издатели отмечают, что в работе над этой книгой их интересовало имен­но то время, когда все эти духовные отцы и матери находи­лись вместе. После смерти схиигумена Митрофана и схимо­нахини Серафимы у всех оставшихся была уже своя собственная, отдельная история. Все их судьбы и судьбы их духовных чад настолько интересны, что требуют специального исследо­вания. Это небольшое повествование такой задачи отнюдь не преследует. Надеемся только, - говорят издатели, что Вы, дорогие читатели, ознакомившись с этим скромным трудом, получите духовную пользу и утешение.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать