Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Итак, перед Вами в этой книге – жизнеописания пяти подвижников, живших в недалеком от нас прошлом. Все эти необыкновенные по своему духовному подвигу люди были знакомы друг с другом, любили и почитали один другого. Были сомолитвенниками, сопостниками, разделяли общие для всех беды и скорби, были каждый для другого помощью и опорой. Помогали старческим советом, окормлялись один от другого и вместе пасли многочисленных своих духовных чад, вели их по дороге смирения, послушания и любви. Все эти отцы и матушки были послушниками удивительного монастыря, и за свои труды и подвиги во славу Божию сподобились получить от Господа великую благодать помогать людям в их духовных немощах.
2. Об этом монастыре, как говорят издатели, надо рассказать особо. У него никогда не было своего названия, он никогда не имел постоянного места прописки, послушники его жили на территории от Сибири до Прибалтики — и все-таки это был настоящий, полнокровный монастырь. В то время, когда святые обители в основном были закрыты, духовные люди все равно тянулись друг к другу, имели молитвенное общение. Духовная жизнь концентрировалась вокруг какого-нибудь известного старца, таким образом, создавалась некая духовная семья, не связанная никакими стенами и совершенно свободная в своей географии. Таких примеров известно много. Но среди прочих эта община, о которой говорится в книге, все равно выглядит как уникальное, ни на что не похожее явление.
3. В этой обители не было ярко выраженного духовного авторитета одного старца, но был некий духовный союз многих старцев, которые жили один у другого в послушании и пользовались советами и наставлениями друг от друга. Жили в совершенной любви, почти как апостольская община. Такой же жизнью жили и все те, кто у них окормлялся. «Не было у нас ни ревности, ни зависти, одна любовь только», - вспоминала впоследствии схимонахиня Феодорита. Имена этих духоносных наставников теперь известны многим по многочисленным изданиям и публикациям: схиигумен Митрофан (Мякинин), оптинский старец схимонах Иоасаф (Моисеев), схимонахиня Серафима (Белоусова), схимонахиня Леонтия (урож. кн. Левицкая), иеросхимонах Нектарий (Овчинников), схимонахиня Михаила (Сарычева), схимонахиня Антония (Овечкина) и другие... Но в этой книге говорится только о пяти из них.
4. Первая часть рассказывает о схиигумене Митрофане (Мякинине). Как отмечают издатели, писать о человеке, умершем более 50 лет тому назад, всегда сложно. Писать о схиигумене Митрофане, старце, человеке великой духовной высоты, неизмеримо сложнее. Тайну своего духовничества он унес с собой. Отец Митрофан не вел дневников, он оставил после себя очень небольшое количество воспоминаний и писем. Но они удивительны. И вы, - говорят издатели, безусловно, почувствуете в них его живое старческое слово. А еще издатели надеются, что после этого издания появятся другие, более полные, — ведь многие документы, которые могли пролить свет на этапы земной жизни схиигумена Митрофана, еще не открыты. А вот живых свидетелей этого пастырского подвига остается все меньше и меньше. Каждое воспоминание о батюшке драгоценно. Для составителей этой книги было важным сохранить именно живой голос тех людей, которые знали батюшку.
5. Во второй части книги представлено жизнеописание схимонахини Серафимы (Белоусовой), прожившей многотрудную подвижническую жизнь, которую она всецело посвятила служению Богу и людям. Предлагаемое вниманию читателей повествование основано на свидетельствах знавших старицу Серафиму людей и подробных описаниях некоторых из происшедших по ее молитвам и происходящих по сей день Божиих чудес. Кто-то из потрудившихся над написанием, сбором и упорядочиванием этих воспоминаний получил по молитвам Мичуринской подвижницы спасительную духовную помощь, кто-то — исцеление от недуга, а кто-то вообще пришел к сознательной вере в Бога. И чтобы не уподобиться исцеленным Господом и оставшимся неблагодарными девяти прокаженным, издатели этой книги приступили к составлению жизнеописания старицы. О ней как о великой молитвеннице и чудотворице одинаково благоговейно свидетельствуют и миряне, и священники, и епископат.
6. Третья часть книги посвящена преподобному Иоасафу (Моисееву). Жизнь одного из последних Оптинских старцев, скончавшегося 7 апреля 1976 года, практически неизвестна православным христианам наших дней. Жил он в затворе, в провинциальном городке Грязи Липецкой области. Сохранившиеся и опубликованные сведения о нем настолько скудны, что из них трудно получить представление об этом подвижнике. Но Всеблагий Бог, прославляющий дивных угодников Своих, заботится и о сохранении памяти о них в христианском роде. Память о преподобном Иоасафе не исчезла, несмотря на его сокровенную и скрытую от мира жизнь. Его облик предстает перед нами в воспоминаниях его келейницы, схимонахини Николаи, являющейся ныне насельницей Псковского Снетогорского монастыря. Из ее рассказа можно видеть, какого исключительно высокого духа человек совсем недавно жил среди нас и какие неизвестные миру «работники» есть у Бога.
7. Среди многих старцев, подвизавшихся в 1930-1970-е годы на территории Воронежско-Липецкой и Тамбовской епархий, схимонахине Михаиле (Сарычевой) принадлежит исключительное место. Матушка эта никогда не жила долго в одном месте; с юности благословленная на странничество, она вообще не имела собственного жилья. О жизни этой Божией странницы рассказывает четвертая часть книги. А в пятой говорится о старице схимонахине Антонии (Овечкиной). Очень коротко скажем, что матушка Антония несла удивительный подвиг — имела дар от Бога помогать людям, имеющим тяжелые духовные недуги. К матушке со всех сторон стекались расслабленные и бесноватые. Она же читала над болящими Евангелие, прикладывала к болящим Крест и от всего этого совершались многие удивительные вещи. Об этом говорится в ее жизнеописании.
***
В предисловии издатели отмечают, что в работе над этой книгой их интересовало именно то время, когда все эти духовные отцы и матери находились вместе. После смерти схиигумена Митрофана и схимонахини Серафимы у всех оставшихся была уже своя собственная, отдельная история. Все их судьбы и судьбы их духовных чад настолько интересны, что требуют специального исследования. Это небольшое повествование такой задачи отнюдь не преследует. Надеемся только, - говорят издатели, что Вы, дорогие читатели, ознакомившись с этим скромным трудом, получите духовную пользу и утешение.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!