***
1. Эта книга, вышедшая в издательстве Благовест, представляет собой сборник назидательных поучений святого праведного Иоанна Кронштадтского, посвященных великому событию в человеческой истории - Рождеству Христову, избранных из всех его творений. В конце 19 века в России по свидетельству современников не было практически ни одного человека, который не слышал бы имени святого Иоанна Кронштадтского. Так протоирей Петр Альбицкий писал: «Популярность его была беспримерна. В России его знали все: стар и млад, православные и инословные, русские и иностранцы. Знали его и в Западной Европе, и в Америке, и в Азии. Другого такого отца Иоанна не было. Кронштадтский Батюшка был один».
2. Его яркое, насыщенное слово «о Боге, мире и человеке» обращено к каждому из читателей. И оно наставляет, помогает и утешает нас на путях духовной жизни. Из многочисленных житийных изданий мы знаем, что родился святой батюшка в бедной семье скромного псаломщика, испытал бедность и нужду. Суровые условия жизни сделали его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе. В тоже время они воспитали в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. С самых ранних лет родители научили сына молиться, сумели привить ему любовь к православному богослужению. Истинной радостью для Иоанна было чтение религиозной литературы, которому он отдавался со всей юношеской пылкостью, и постигал Священное Писание и толкование на Евангелие св. Иоанна Златоуста.
3. Незадолго до окончания обучения в Духовной Академии он женился на дочери ключаря Андреевского собора г. Кронштадта, уговорив ее в браке вести целомудренную жизнь. В декабре 1855 года он был рукоположен во священника. С этого момента началось его служение на ниве Божией и продолжалось оно почти 53 года. Как отмечал митрополит Филарет (Вознесенский), начавши свой путь скромным, рядовым священником в Кронштадтском соборе, о.Иоанн все свое внимание и силы устремил на то, что именуется у нас «внутренним человеком». Сам святой говорил впоследствии, что он решил твердо, с первого дня своего пастырства, все время наблюдать за самим собой, все время углубляться в самого себя, все время самого себя контролировать.
4. Так проверяя, он старался пресекать всякие грешные желания, всякие побуждения к греху, как только он заметит их в своей душе. В связи с этим, с самых первых дней своего служения святой подвижник вел дневник, выдержки из которого впоследствии составили книгу «Моя жизнь во Христе». Каждый день из года в год в течение 40 лет он записывал свои мысли, чувства, все движения души. Духовный опыт, запечатленный «из первых уст» в дневниках святого пастыря, сегодня является величайшим сокровищем церковного предания. Если же говорить в целом о письменном наследии святого пастыря, - то оно богато и составляет около 4500 печатных страниц. Это - дневники, проповеди и брошюры различного содержания. На основе некоторых творений праведного Иоанна и составлена эта книга.
5. В ней вы найдете жизнеописание святого праведного Иоанна Кронштадтского, слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, несколько слов, сказанных в разные года на Рождество Христово и на новый год. Кроме того, в сборник включены проповеди: в неделю по просвещении, об искуплении рода человеческого и о приготовлении его к тому, о явлении Бога во плоти и о благости Божией в восстановлении падшего человека. Одну из своих проповедей святой Иоанн начинает словами Евангельской песни: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение" (Лк. 2:14). Эту песнь Младенцу Христу воспел сонм ангелов на земле при Его Рождестве.
6. Как отмечает проповедник, "кратка эта песнь, но смысл и значение ее премудры и многосодержательны. В ней заключена и открыта нам тайна вочеловечения Сына Божия для спасения мира. Этой тайне, по словам Церкви, удивилось всякое естество ангельское". Далее праведный Иоанн предлагает задуматься над вопросом: где же мир на земле, который возвестили ангелы пастырям вифлеемским? А затем отмечает, что даже в самом Иерусалиме, граде Давидовом, в котором был храм живому Богу, не было мира. Когда волхвы, пришедшие с Востока в Иерусалим, спрашивали: «Где есть родившийся Царь Иудейский?» – то от одного этого известия пришел в смятение и Ирод-царь и весь Иерусалим с ним (Мф. 2:1–3). Во всемирной державе Римской в то время не было мира.
7. Но и в последующие времена, по словам пастыря, было не лучше. Страшные гонения на верующих во Христа в продолжение трех столетий залили всю землю кровью христианских мучеников: брат предавал брата на мучения, отец – жену и детей, дети – родителей. Человеческие отношения, кровные узы, родство – всё было поругано и попрано. И в самом Иерусалиме была мерзость запустения. Да и в наши времена потрясаются общества и царства, продолжаются международные и междоусобные разногласия и войны, ереси и расколы, заговоры, преступные зловредные учения, усиливающиеся ниспровергнуть вековые государственные учреждения и основы общежития семейного, гражданского и религиозного".
8. Как актуальны и сегодня эти слова Кронштадтского пастыря, который снова спрашивает у тех, кто слушал слово его: где же мир, возвещенный ангелами? И отвечает словами апостола: В мире его нет: мир весь во зле лежит (1Ин. 5:19). Но с пришествием Сына Божия на земле был воцарен мир сначала в малом избранном стаде, в апостолах, которым Он многократно преподавал этот мир, а потом во всем царстве благодати, распространившейся по всей земле. Это царство – есть святая, православная апостольская Церковь, в которой почивают всегда мир и радость о Духе Святом, благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца. И потому, по словам святого Иоанна, всякий истинно верующий и исполняющий заповеди Христовы человек, всякий истинно кающийся грешник, имеет внутри себя мир Христов".
***
Отец Иоанн является глубоким мыслителем, великим духовным писателем и учителем Церкви. Достаточно прочесть одну страницу его творений, чтобы в этом убедиться. Беседы и наставления Кронштадтского пастыря укрепляют душевные и духовные силы верующих людей. Святой подвижник неустанно повторяет, что каждый человек дорог Господу и весь мир ему покорен. Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения человека от вечных мучений, для примирения его с Богом. Это мы вспоминаем в светлый праздник Рождества Христова вместе со святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!