***
1. Эта книга представляет собой сборник назидательных поучений выдающего русского богослова и проповедника святителя Иннокентия Херсонского, посвященных великому событию в человеческой истории - Рождеству Христову, избранных из всех его творений. Автор внимательно рассматривает и сопоставляет тексты всех четырех евангелистов и дает их толкование, опираясь на богатый святоотеческий опыт. В книге собраны беседы святителя Иннокентия, произнесенные им как в период рождественского поста, так и в сам праздник Рождества, и последующие праздничные дни. Прошло уже более ста лет, когда слово Херсонского архипастыря звучало для многих его современников. Но и теперь оно продолжает звучать для нас в его отеческих наставлениях.
2. В одной из своих первых бесед на рождественскую тему святитель предлагает задуматься над тем, как должен христианин встречать праздник Рождества Христова. Эти слова были сказаны во время поста, и хотя он уже закончился, давайте всё равно узнаем, что рекомендовал святой архипастырь своим слушателям: «Уготовися срести Бога твоего, Израилю! – говорит святитель. - Воспрянь, душа верующая, и осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить. Есть ли в тебе какая-либо скверна плотская, - очисти ее ради чистоты Святаго святых; есть ли какой-либо раздор, брань или ненависть, - погаси ее из любви к грядущему Начальнику мира. Есть ли надмение или гордость и презорство, - подави и это в честь смиренного Отрочати Вифлеемского. Уготовися и осмотрись каждый, ибо Господь грядет ко всем! Обозри все - душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит все».
3. Святитель напоминает, что в ожидании праздника не стоит «ограничить всю деятельность свою покупкой роскошных снедей, приготовлением новых одежд и украшений. Или заняться изобретением одних увеселений и забав, часто вовсе богопротивных, и всегда суетных и опасных для души. Такое приготовление, - предупреждает архипастырь, - может послужить не к воспоминанию Рождества Спасителя, а разве к увековечению памяти плотоугодия Иродова». Для тех, кто хочет ограничиться только воспоминанием Рождества Христова, святитель Иннокентий советует: «Приготовься: прочти со вниманием или прослушай повествования евангелистов о Рождении Спасителя твоего, и размысли о всех обстоятельствах сего преславного события». Этому совету можно последовать и сейчас, в эти святочные дни.
4. Стоит отметить, что еще в 19 веке святитель Иннокентий сокрушался о том, что многие на вопрос: «как родился Спаситель твой», - бывают «не в состоянии дать ответа! Увы, - читаем мы слова святителя, - мы нередко знаем до подробности, где и как родился и воспитывался Аристотель, Виргилий, Конфуций, а не знаем, что было с нашим Спасителем!.. Между тем, - продолжает святой автор, - и одно воспоминание Рождения Спасителя, если только оно будет происходить надлежащим образом, поведет ко многому, истинно спасительному. Ибо, можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши, своих убранств? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отрочати, и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия? Можно ли воспомянуть бегство в Египет от жестокого Ирода, и не почувствовать нового мужества к перенесению несправедливостей мира? Таким образом, воспоминая о своем Спасителе, не найдет ли христианин побуждений к чистой и святой жизни?»
5. Как отмечает святитель Иннокентий, «когда на земле происходит что-нибудь новое и чрезвычайное, то обыкновенно все спрашивают, что оно значит, что надобно при сем делать и что ожидать?» По словам святителя, сошествие на землю Сына Божия, явление во плоти Бога, есть такое чрезвычайное событие, более коего ни прежде не было, ни после не будет, в сравнении с коим все прочие события почти ничего не значат. Что же оно само значит? Для чего Сын Божий нисшел на землю? Что принес с Собою? Как нам Его встретить, и что должно при сем делать? На все эти – несказанной важности – вопросы премудро отвечает Церковь в одном из своих песнопений. «Странное Рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися, да нас привлечет к высоте».
6. «Итак, - заключает святой проповедник, - цель нисшествия на землю Бога – привлечь всех сущих долу на небо, цель самая высокая! Обязанность тех, кои, влекомые, захотят в самом деле взойти на высоту есть устраниться мира и всех сует его – обязанность необходимая! Средство выполнить сию обязанность и достигнуть цели, есть, по указанию Церкви, преложение ума и мыслей на небо – средство и близкое для каждого, и верное, и самое легкое! Передадим, братие, - наставляет святитель Иннокентий, - сии истины не столько уму, для коего они более или менее известны, а сердцу нашему, которое так часто забывает их». По словам святителя Иннокентия, «Спаситель наш может и должен в нас духовно зачинаться, рождаться, крещаться, преображаться, умирать за нас и воскресать в нас и для нас».
7. Архипастырь указывает на те места в Священном Писании, из которых неоспоримо видно, что Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших. Это, во-первых, обещает Он Сам, когда говорит: «любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим... и к нему приидема и обитель у него сотворима». Ту же истину многократно и многообразно засвидетельствовали Его святые апостолы. Так, апостол Павел, говоря о себе, как примере и образце, которому должно подражать, отмечал: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Таким образом, согласно святителю Иннокентию «надобно соединиться с Господом нашим Иисусом Христом всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятой жизнью. Об этом и многом другом напоминает нам святитель Иннокентий со страниц этой книги.
***
«Новый русский Златоуст» - так по праву называли святителя Иннокентия Херсонского в России. Блестяще образованный, наделённый даром слова и обладавший стремлением соизмерять свою жизнь с евангельским идеалом, он нёс в своих проповедях Слово Божие людям различных сословий и званий, никого из них не оставляя равнодушным. В его слове неизменно и гармонично сочетались примеры из Священной Истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Но самое главное для нас, современных христиан, берущих в руки творения святителя Иннокентия, - их актуальность, ибо Христос, Которому всей своей жизнью старался подражать Владыка, «вчера и сегодня и во веки Тот же».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!