У книжной полки. Рождество Христово со святителем Иннокентием Херсонским

9 января 2023 г.

«Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите». Вот и дождались мы светлых дней Рождества Христова. С трепетом и любовью встречаем мы Рождающегося Бога, вместе с Церковью поем Ему славу! Но все ли были готовы к этому великому празднику, все ли понимают важность этого торжества? Еще в 19 веке святитель Иннокентий Херсонский, задавая подобные вопросы верующим людям, предлагал им поразмышлять обо всех обстоятельствах события Рождества Христова. Беседы святителя Иннокентия на рождественскую тему стали основой для книги, которая находятся сегодня на нашей книжной полке. Она называется - «Рождество Христово со святителем Иннокентием Херсонским».

***

1. Эта книга представляет собой сборник назидательных поучений выдающего русского богослова и проповедника святителя Иннокентия Херсонского, посвященных великому событию в человеческой истории - Рождеству Христову, избранных из всех его творений. Автор внимательно рассматривает и сопоставляет тексты всех четырех евангелистов и дает их толкование, опираясь на богатый святоотеческий опыт. В книге собраны беседы святителя Иннокентия, произнесенные им как в период рождественского поста, так и в сам праздник Рождества, и последующие праздничные дни. Прошло уже более ста лет, когда слово Херсонского архипастыря звучало для многих его современников. Но и теперь оно продолжает звучать для нас в его отеческих наставлениях.

2. В одной из своих первых бесед на рождественскую тему святитель предлагает задуматься над тем, как должен христианин встречать праздник Рождества Христова. Эти слова были сказаны во время поста, и хотя он уже закончился, давайте всё равно узнаем, что рекомендовал святой архипастырь своим слушателям: «Уготовися срести Бога твоего, Израилю! – говорит святитель. - Воспрянь, душа верующая, и осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно все это исправить и истребить. Есть ли в тебе какая-либо скверна плотская, - очисти ее ради чистоты Святаго святых; есть ли какой-либо раздор, брань или ненависть, - погаси ее из любви к грядущему Начальнику мира. Есть ли надмение или гордость и презорство, - подави и это в честь смиренного Отрочати Вифлеемского. Уготовися и осмотрись каждый, ибо Господь грядет ко всем! Обозри все - душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит все».

3. Святитель напоминает, что в ожидании праздника не стоит «ограничить всю деятельность свою покупкой роскошных снедей, приготовлением новых одежд и украшений. Или заняться изобретением одних увеселений и забав, часто вовсе богопротивных, и всегда суетных и опасных для души. Такое приготовление, - предупреждает архипастырь, - может послужить не к воспоминанию Рождества Спасителя, а разве к увековечению памяти плотоугодия Иродова». Для тех, кто хочет ограничиться только воспоминанием Рождества Христова, святитель Иннокентий советует: «Приготовься: прочти со вниманием или прослушай повествования евангелистов о Рождении Спасителя твоего, и размысли о всех обстоятельствах сего преславного события». Этому совету можно последовать и сейчас, в эти святочные дни.

4. Стоит отметить, что еще в 19 веке святитель Иннокентий сокрушался о том, что многие на вопрос: «как родился Спаситель твой», - бывают «не в состоянии дать ответа! Увы, - читаем мы слова святителя, - мы нередко знаем до подробности, где и как родился и воспитывался Аристотель, Виргилий, Конфуций, а не знаем, что было с нашим Спасителем!.. Между тем, - продолжает святой автор, - и одно воспоминание Рождения Спасителя, если только оно будет происходить надлежащим образом, поведет ко многому, истинно спасительному. Ибо, можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя и не устыдиться своей роскоши, своих убранств? Можно ли воспомянуть смирение Божественного Отрочати, и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия? Можно ли воспомянуть бегство в Египет от жестокого Ирода, и не почувствовать нового мужества к перенесению несправедливостей мира? Таким образом, воспоминая о своем Спасителе, не найдет ли христианин побуждений к чистой и святой жизни?»

5. Как отмечает святитель Иннокентий, «когда на земле происходит что-нибудь новое и чрезвычайное, то обыкновенно все спрашивают, что оно значит, что надобно при сем делать и что ожидать?» По словам святителя, сошествие на землю Сына Божия, явление во плоти Бога, есть такое чрезвычайное событие, более коего ни прежде не было, ни после не будет, в сравнении с коим все прочие события почти ничего не значат. Что же оно само значит? Для чего Сын Божий нисшел на землю? Что принес с Собою? Как нам Его встретить, и что должно при сем делать? На все эти – несказанной важности – вопросы премудро отвечает Церковь в одном из своих песнопений. «Странное Рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися, да нас привлечет к высоте».

6. «Итак, - заключает святой проповедник, - цель нисшествия на землю Бога – привлечь всех сущих долу на небо, цель самая высокая! Обязанность тех, кои, влекомые, захотят в самом деле взойти на высоту есть устраниться мира и всех сует его – обязанность необходимая! Средство выполнить сию обязанность и достигнуть цели, есть, по указанию Церкви, преложение ума и мыслей на небо – средство и близкое для каждого, и верное, и самое легкое! Передадим, братие, - наставляет святитель Иннокентий, - сии истины не столько уму, для коего они более или менее известны, а сердцу нашему, которое так часто забывает их». По словам святителя Иннокентия, «Спаситель наш может и должен в нас духовно зачинаться, рождаться, крещаться, преображаться, умирать за нас и воскресать в нас и для нас».

7. Архипастырь указывает на те места в Священном Писании, из которых неоспоримо видно, что Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а и в сердцах наших. Это, во-первых, обещает Он Сам, когда говорит: «любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим... и к нему приидема и обитель у него сотворима». Ту же истину многократно и многообразно засвидетельствовали Его святые апостолы. Так, апостол Павел, говоря о себе, как примере и образце, которому должно подражать, отмечал: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос». Таким образом, согласно святителю Иннокентию «надобно соединиться с Господом нашим Иисусом Христом всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, необходимо начать жить Его пресвятой жизнью. Об этом и многом другом напоминает нам святитель Иннокентий со страниц этой книги. 

***

«Новый русский Златоуст» - так по праву называли святителя Иннокентия Херсонского в России. Блестяще образованный, наделённый даром слова и обладавший стремлением соизмерять свою жизнь с евангельским идеалом, он нёс в своих проповедях Слово Божие людям различных сословий и званий, никого из них не оставляя равнодушным. В его слове неизменно и гармонично сочетались примеры из Священной Истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Но самое главное для нас, современных христиан, берущих в руки творения святителя Иннокентия, - их актуальность, ибо Христос, Которому всей своей жизнью старался подражать Владыка, «вчера и сегодня и во веки Тот же».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать