У книжной полки. Рождество Христово со святителем Филаретом Московским

10 января 2023 г.

Вот и наступил светлый праздник Рождества Христова. Этот праздник – величайшая радость для всех христиан, которые в большинстве своем собираются в храмах на ночную Божественную литургию. Но все ли достойно подготовились к этому дню, все ли понимают важность совершаемого торжества, когда Церковь вспоминает пришествие в мир Богомладенца Христа? «Блажен, кто благоговеет перед яслями Богочеловека так же, как и перед престолом Его величества, - кто, повергаясь перед ними, видит их над собой в такой же высоте, как небо!» Так говорил в 19 веке святитель Филарет Московский, наставления которого на праздник Рождества Христова собраны в этой книге. Она называется – «Рождество Христово со святителем Филаретом Московским».

***

1. Эта книга, вышедшая в издательстве Благовест, представляет собой сборник назидательных поучений святителя Филарета Московского, посвященных великому событию в человеческой истории - Рождеству Христову, избранных из всех его творений. Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (в миру Василий Дроздов), родился на второй день празднества Рождества Христова, в 1782 году. Как говорится в житии святого, «это было смутное, переходное, неустойчивое время. России нужен был новый Моисей, который бы мог вывести народ Божий на истинный путь, закрепить православные устои, не дать им исказиться, как это легко могло случиться в создавшихся условиях».

2. Этим новым Моисеем и стал 39-летний архиепископ Филарет, поставленный в 1821 году по Промыслу Божиему на московскую первосвятительскую кафедру. Здесь он пробыл до последних дней своей жизни, в течение 50 лет окормляя Русскую Церковь. Святитель стал практически Патриархом при отсутствии патриаршества. Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением.

3. Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев) однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши...» «Смелости недостает», - со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова, за который он впоследствии был назван «Российским Златоустом». И важно то, что его благодатное участие в церковной жизни продолжается до сих пор через его труды, оставленные нам в наследие.

4. Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова. Один из собеседников в разговоре о частых падениях философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть немощна!» — «Не наоборот ли бывает, — возразил митрополит, — плоть бодра, а дух немощен». Давайте сейчас обратимся к некоторым наставлениям святого архипастыря, которые были произнесены им в праздник Рождества Христова. Как мы все знаем, Богомладенец родился в Вифлеемской пещере, где Ему было очень холодно. Зимняя стужа, пусть не такая как у нас в России, но всё равно проникала в пещеру, где новорожденный Христос лежал на колком сене в кормушке для скота.

5. «О, как умалил Себя Сын Божий в Своем Воплощении!» – восклицает святитель Филарет в «Слове на Рождество Христово», которое было произнесено в 1826 году. Архипастырь поражается тому унижению, что явил Спаситель в Своем смиренном Рождестве. Далее в этом же «Слове» святитель отмечает, что «погибельная земля не сретает, не объемлет, не прославляет, даже не видит своего Спасителя и не слышит Слова Божия, безмолвствующего в яслях. Почти тщетно слава, которую Иисус Христос имел у Бога Отца прежде бытия мира (Ин. 17:5), в устах ангелов преследует Его, сходящего в мир, и достигает вслед за Ним – даже до земли. Но на погибельной земле почти нет не оглушенных суетой ушей, способных слышать оную.

6. Почти тщетно мудрейшая и знаменитейшая из звезд совершает необычайный путь, дабы указать просиявающее сквозь глубокую ночь Солнце Правды. Способных уразуметь сие указание и готовых последовать оному едва найдется два или три человека, и то между сидящими во тьме и в смертной сени язычества и звездопоклонения». Всему миру тогда было не до Христа, Который явился на землю в таком смирении. Между тем, Рождество Христово стало началом пути ко Спасению человеческого рода, через земную жизнь Бога, а затем через Его Смерть и Воскресение. Об этом святитель Филарет говорит в другом своем «Слове в день Рождества Христова», в 1823 году: «Чтобы возвести нас от погибели, Спаситель наш Сам снидет в погибель; Он рождается на земле не для того, чтобы жить: ибо для сего не нужно было Ему земное Рождение, но чтобы умереть, чтобы в самый ад низвести Небесное Рождение, наконец, чтобы из смерти породить жизнь, из ада сынов Неба, из погибели извести спасаемых».

7. И еще отметим одно духовное значение этого праздника: по убеждению святых отцов, Христос, родившийся в Вифлееме, должен родиться в сердце каждого из нас. И святитель напоминает нам: «С нами Бог, чрез Иисуса, в нашем уме и познании. С нами Бог чрез Иисуса, в нашем сердце и чувствии: поелику Христосъ вселяется верою в сердца наши (Еф 3, 17), и с тем вместе любы Божия изливается в сердца наша Духом Святым, данным нам (Рим 5, 5). С нами Бог чрез Иисуса, во всей нашей жизни и делах, если только мы совершенно предаем себя Ему… С нами Бог чрез Иисуса, если только желаем того, во всех состояниях и приключениях жизни нашей; так что даже, страждем ли, можем с Ним страдать, да и с Ним прославимся (Рим 8, 17).

8. Но что мешает человеку быть со Христом, что разлучает его с Богом, поставляет во вражду с другими людьми и со всякой тварью, разделяет самого с собой? Конечно же, грех. Он, по словам святителя, «лишает душу – мира, ум – света, тело – нетления, землю – благословения, всякую тварь – всякой доброты». Но ведь для того и родился Христос, чтобы спасти «людей Своих от грехов их. Из безсмертной, Божественной жизни рождается в жизнь человеческую – смертную». И осознание этого момента в душе человека, празднующего Рождество Христово, также, по слову святителя, должно рождать радость. А сколько еще радостного в этом празднике, говорит святой архипастырь со страниц этой книги.

***

Вот лишь некоторые размышления святителя Филарета, взятые из сборника, который сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Мудрый церковный управитель, блестящий проповедник, пастырь и государственный деятель — эти таланты слились воедино в его замечательной личности, отчего современники именовали святого Владыку не иначе, как Митрополитом Всероссийским, "Природным Патриархом" Русской Церкви. Мы надеемся, что проповеди святителя Филарета на праздник Рождества Христова найдут отклик в душе у каждого читателя и доставят немало минут духовной радости.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать