У книжной полки. Рождество Христово

31 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Уже скоро наступит Новый год, а за ним – долгожданное Рождество. Во всех домах украшены елки, хозяюшки моют, чистят, прибирают. В общем, наводят порядок. И если в основном православные христиане утвердились в вопросе, праздновать или нет новый год, для тех, кто только начинает церковную жизнь, этот вопрос остается по-прежнему актуальным. А помимо него возникают и другие вопросы, например, как проводить сочельник по Уставу Церкви? Или - как Церковь празднует Рождество и Крещение Спасителя? Ответить на эти вопросы призвана книга, которая вышла в свет в издательстве Ковчег и находится сегодня на нашей книжной полке. Она называется - «Рождество Христово. Книга подарок к Новому году, Рождеству и Крещению Господню».

***

1. Эта книга продолжает подарочную се­рию, посвященную главным церковным праздникам года. В нее вошли общие сведения о праздниках, ветхозаветные пророчества о Рождестве Христовом, апостольские и евангель­ские чтения, рассказы и стихи, посвященные Рож­деству и Крещению Господню. Как говорится в издании, «гражданский Новый год, который празднуется в последнюю неделю Рождественского поста, напоминает, что жизнь христиан отлична от жизни мира. Слова на Новый год, произнесенные святителем Иоанном Злато­устом полторы тысячи лет назад, сказаны и про наше время:

2. «Происходящие сегодня дьявольские всенощные гулянья, шутки, бранные крики, ночные пляски и смешные забавы хуже всякого неприятеля пленили наш город; и тогда, как должно было бы сокрушаться, пла­кать, стыдиться, как согрешившим, так и несогрешившим, одним смотря на свои грехи, а другим смотря на бесчиние братии, наш город веселится, красуется и увенчивается...» Хотя накануне гражданского Нового года во многих храмах проходят новогодние молебны, в Церкви не существует единого мнения, как относиться к его празднованию и нужно ли его праздновать вообще. Некоторые священники и миряне не считают гражданский Новый год праздником и не встречают его. Однако, как отмечают издатели, чаще всего дома или на работе нас окружают люди неверующие, нецерковные, для которых Новый год является дорогим семейным праздником. И обижать их не стоит.

3. Проявляя христианскую любовь, мы можем сесть за праздничный стол, и нет ничего греховного, если, не нарушая поста, скромно, с постной трапезой, мы отметим в кругу семьи или друзей наступление Нового года, скажем друг другу добрые пожелания на грядущее лето благости Божией. Замечательный совет по этому поводу дает протоиерей Александр Шаргунов: «Лучше всего, с внутренней молитвой, взять организацию засто­лья в свои руки с тем, чтобы накрыть вкусный постный стол, из­бежать чрезмерного веселья, пошлости и ночных телевизионных бдений, вводящих людей в соблазн и грех. Во всех случаях помните, что не следует возвышаться над людь­ми светскими, малоцерковными и пребывающими в плену мирских, зачастую вредных для души обычаев». Вместе с этим, и празднующим, и не празднующим наступление гражданского Нового года, надо помнить слова святителя Иоанна Златоуста, сказанные им по поводу и до сих пор не изжитого суеве­рия, что как встретишь Новый год - так он и пройдет:

4. «Крайне безумно, - пишет святитель -  по одному счастливому дню ожидать того же на весь год. Счастлив для тебя будет год во всем не тогда, как ты будешь пьянствовать в первый день, но если и в первый, и в каждый день будешь делать угодное Богу. День бывает худ или хорош не по своей природе, - потому что день ото дня ничем не разнится, но - по нашему усердию или беспечности. Если ты сделал добро, то день для тебя хорош, а если ты согрешил, то - худ и неразлучен с наказанием. Если ты будешь так рассуждать и так настраивать себя, совершая каждый день молитвы и милостыни, то весь год для тебя будет счастлив; а если ты, не заботясь о добродетели, будешь ожидать радостей для души своей от начала месяцев и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго».

5. После того, как весь мир встретит новый год, наступит строгий пост, и все мы окажемся в преддверии Рождества Спасителя. Об истории самого праздника составители книги пишут следующее: «Рождество Господа Церковь празднует почти две тысячи лет. Уже в Апостольских постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова. Там же сказано: «День Рождества Христова да празднуют, воньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Ма­рии Девы на спасение миру». Во втором столетии на день Рождества, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке об этом  празднике упоминает святой Ипполит.

6. Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никомидийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. В четвертом веке о нем пишут преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский. В шестом веке император Юстиниан установил праздновать Рож­дество Христово по всей земле. Этот праздник занимает особое место в годичном богослужебном круге. В старых изданиях Типикона он, по­добно светлому Христову Воскресению, именовался Пасхой, чем подчеркивалась тесная связь Рождества Спасителя с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти. Сведения о том, как проходит рождественская служба, читатели так же найдут в этой книге.

7. Нельзя не упомянуть и о святочных днях, которые начинаются сразу после праздника Рождества и продолжаются до Богоявления. Святки, как их еще называют, возникли после того, как общий праздник Богоявления, объединявший и Рождество, и Крещение Спасителя, был разделен на два праздника. Промежуточные дни между Рождеством и Богоявлением как бы составили один день праздника. Уже в церковном Уставе преподобного Саввы Освященного (6 век), в который вошли еще более древние чиноположения, пи­шется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келии», и возбранено совершать свя­щеннодействие брака.

8. В 567 году на Церковном соборе все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В России на святки было принято «колядовать», что означает, по словарю Даля, «славить Христа, ходить о святках по домам, с песня­ми, собирая подачки», то есть угощение. Колядование - это продолжение славления Спасителя, которое было начато в храме. Таким образом, наши предки как бы доносили ра­достную весть о Рождении Господа до каждого дома, каждому человеку. Избранные тексты колядок представлены на страницах этого сборника.

***

Эта книга призвана вместе с пользой духовной, принести читателю и душевную радость. И как пишут издатели, если для вас предстоящие праздники имеют значение, встретьте их, по слову святителя Иоанна Златоуста, молитвой. Например, если вы не идете в храм в новый год, можно прочесть дома тропари, которые поются в день церковного новолетия. Можно дополнить духовную трапезу чтением святоотеческих сочинений. А в праздник Рождества Хри­стова можно прочитать Евангельские и Апостольские чтения, а также фрагменты беседы на Евангелие от Матфея святителя Иоанна Златоуста и дивной проповеди на празд­ник Рождества святителя Григория Богослова. Эти чтения также представлены на страницах этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать