***
1. Как отмечает автор книги, Светлана Николаевна Липатова, любая икона, на которой изображено какое-либо событие из земной жизни Спасителя или Пресвятой Богородицы, рассказывает нам, прежде всего, об обстоятельствах, которые его сопровождали. В то же время каждый такой образ наполнен символами, раскрывающими особый смысл праздника в евангельской и всеобщей истории, его значение в Божественном Замысле о спасении человеческой души. Что же мы видим на иконе Рождества Богородицы? Ложе, на котором возлежит праведная Анна, — всегда в центре икон Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг него служанки с дарами, рядом — женщины, омывающие в большой чане-купели новорожденного младенца.
2. Сквозь такие бытовые детали проступает радость о появлении на свет Девочки, названной престарелыми родителями Марией. Она — долгожданный ребенок, вымоленный у Господа, и именно Ей уготовано стать Матерью Сына Божия Иисуса Христа. О рождестве Богородицы, с благоговением запечатленном древними мастерами на иконах, в храмовых росписях, мозаике и шитье, рассказывает эта книга. Как отмечают издатели, сложно совместить научную компетентность, информативность с живостью языка и увлекательностью. Но автору тома эта задача оказалась по плечу. Эта книга для всех тех, кто неравнодушен к истории Отечества, кто хочет знать больше о русской духовной культуре. Издание прекрасно проиллюстрировано и потому, как считают издатели, наверняка понравится детям.
3. Как говорится в первой главе книги, в четырех канонических Евангелиях, которые входят в состав Нового Завета, нет никаких сведений о рождении Девы Марии. О Ее родителях и о Ее детстве мы узнаем только из апокрифических сказаний, появившихся уже в первые века христианства. Слово «апокриф» переводится с греческого языка как «сокровенный, тайный». Так называли различные сочинения, которые возникали в религиозной среде с целью дополнить сведения о жизни Спасителя и святых подробностями, отсутствовавшими в Новом Завете. Их авторы оставались, как правило, неизвестными, а тексты были в различных списках и редакциях. Популярность этих сочинений была обусловлена интересом членов растущей христианской общины к достоверным свидетельствам об Иисусе Христе, большинство из которых приписывалась очевидцам Его земной жизни.
4. Некоторые из апокрифов впоследствии были запрещены Церковью и включены в индексы так называемых «отреченных», то есть запрещенных книг, поскольку в них искажалось христианское вероучение, содержались сомнительные или фантастические сведения. Другие же признавались достоверными, так как содержали дополнения, не противоречащие основному евангельскому повествованию и церковной традиции. Они вот и в Священное Предание наряду с творениями святых Отцов и проповедями. К таким важным апокрифическим сказаниям относится так называемое Протоевангелие пли Первоевангелие Иакова, получившее такое название вследствие того, что в нем описываются события, предшествовавшие появлению христианства.
5. Как отмечает автор, это сочинение было создано, предположительно, во II в. от имени некоего Иакова, который сам называет себя автором в заключительной главе. Существует предположение, что им мог быть сын Иосифа Обручника Иаков, впоследствии ставший одним из учеников Христа. В любом случае, авторитетность апокрифа подкреплялась его именем. В самом сказании чрезвычайно подробно рассказывается о святых Иоакиме и Анне, о родителях будущей Богоматери, о рождении у них Дочери и первых годах ее жизни в иерусалимском храме. Возможно, это древнейший из дошедших до нас письменных источников, в котором зафиксировано почитание Богоматери.
6. Именно текст Протоевангелия послужил основой для формирования праздников, посвященных Богородице, стал источником для создания иконографии родителей Богоматери — праведных Иоакима и Анны, и таких сюжетов, как Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы, Ее Рождество, Введение во храм, и других. Значение этого апокрифа для христианской традиции трудно переоценить. Именно из него мы узнаем, что рождению Богоматери предшествовали события, наполненные глубокими переживаниями и удивительными предзнаменованиями. Рождество Богоматери стало важнейшим событием ветхозаветной эпохи, означавшим окончание этого периода.
7. Оно явственно приблизило наступление новозаветного времени, стало днем исполнения пророчеств, как об этом поется в одной стихире праздника: Вот рождается предопределенная до зачатия Матерь Бога нашего, сосуд девства, Ааронов жезл, прозябший (произросший) от корня Иecceeвa, возвещение пророков и прозябение (то есть произрастание) Иоакима и Анны: рождается, и мир с Нею обновляется». Рассказ Протоевангелия далее продолжается событиями детства Богоматери. Они добавляют к чрезвычайным обстоятельствам Ее рождения столь же необычные сведения, подчеркивающие избранность Девы Марии, Ее высочайшее предназначение.
8. Автор рассказывает в книге о почитании как Пресвятой Девы Марии, так и о ее святых родителях, Иоакиме и Анне, говорит о храмах, возводимых в их честь. А потом переходит к самой иконографии праздника, рассказывает об образах и символах, которые раскрывают нам историю этого значительного в истории Церкви и всего человечества события. А далее говорит о том, как святые образы отражены в прикладном искусстве. Как отмечает автор, великолепные памятники Древней Руси – это не только иконы или фрески, но и образа, созданные в совершенно различных техниках – вышитые на ткани, отчеканенные на металле, рожденные под кистью художника на пергаменте рукописных книг.
***
Завершает эту книгу, как и все предыдущие издания из серии «Русская икона: образы и символы», рассказ об одном шедевре. Как отмечает автор, каждая древняя икона, сохранившаяся до наших дней вопреки многим испытаниям, доносит из глубины веков те идеалы прекрасного, которыми жили наши предки. У каждого образа своя судьба и свои неповторимые особенности. При этом из многочисленных памятников русского искусства нет ни одного, существующего отдельно от культуры того или иного времени, когда она была создана. Икона, о которой рассказывает автор в заключительной главе, была написана в правление царя Бориса Годунова. Чем она знаменательна и как отражает собой ту историческую эпоху, читайте на страницах этой книги.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!