У книжной полки. Н.В. Гоголь. Размышления о Божественной литургии

29 декабря 2021 г.

Многие из нас (особенно, старшее поколение) знают произведения русского прозаика, критика и публициста - Николая Васильевича Гоголя. Это и «Вечера на хуторе близ Диканьки», и «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Мертвые души» и другие. Но в школах, особенно в советское время, нам не рассказывали, да и сейчас редко говорят о том, что Гоголь был еще и учителем нравственности, и христианским подвижником.  Христианское миросозерцание ярко проявлялось в творчестве писателя, и наиболее всего в его последнем произведении, которое увидело свет лишь после смерти писателя. Речь идет о книге – «Размышления о Божественной Литургии». Это произведение Гоголя мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Автор многочисленных трудов о жизни и творчестве Гоголя, профессор кафедры истории русской литературы Московского госуниверситета, Владимир Алексеевич Воропаев говорит об этом произведении следующее: «Книга Гоголя "Размышления о Божественной Литургии" стала для него итоговой и занимает особое место в его творчестве. Замысел книги, по всей видимости, относится ко времени пребывания Гоголя в Ницце зимой 1843/44 года и связан, в частности, с прочитанной им тогда в журнале «Христианское чтение» статьей «О Литургии» известного церковного писателя Андрея Николаевича Муравьева. Статья Муравьева была избрана Гоголем как образец стиля для создания духовного произведения, предназначенного широкому читателю, и как краткое пособие для последовательного изложения хода Литургии».

2. По словам Владимира Воропаева, «наиболее усердно Гоголь работал над книгой в начале 1845 года, когда гостил у графа Александра Петровича Толстого в Париже. Об этом времени он писал поэту Николаю Языкову: «Жил внутренне, как в монастыре, и в прибавку к тому, не пропустил почти ни одной обедни в нашей церкви». Такому образу жизни соответствует и характер его занятий: он принимается за изучение греческого языка, чтобы читать в подлиннике чинопоследования Божественной Литургии. При этом Гоголь пользовался книгами из библиотеки настоятеля русской посольской церкви в Париже протоиерея Димитрия Вершинского, бывшего профессора Петербургской Духовной академии, знатока святоотеческой письменности.

3. Почти ежедневные посещения церковных служб создавали у Гоголя высокое духовное настроение. В связи с этим в одном из своих писем февраля 1845 говорил, что «был сподоблен Богом и среди глупейших минут душевного состояния вкусить небесные и сладкие минуты». Однако, как утверждает Воропаев, - стремление к постижению сокровенного смысла Божественной Литургии возникло у Гоголя не в это время, а гораздо раньше. Осенью 1842 года он писал своей матери: «(...) есть много тайн во глубине души нашей, которых еще не открыл человек и которые могут подарить ему чудные блаженства. Если вы почувствуете, что слово ваше нашло доступ к сердцу страждущего душою, тогда идите с ним прямо в церковь и выслушайте Божественную Литургию. Как прохладный лес среди палящих степей, тогда примет его молитва под сень свою».

4. Эта вера во всеразрешающую силу литургической молитвы, по словам Воропаева, вызревала у Гоголя постепенно и после нескольких лет заграничных странствий и душевных тревог вылилась в желание передать другим накопленный опыт». Отсюда и цель этого духовно-просветительского труда. Сам писатель определил ее так:  «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша Литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением». «Для этой цели, - продолжает автор, - здесь выбраны из множества объяснений Святых Отцов и Учителей Церкви только те, которые доступны всем своею простотою и которые служат преимущественно к тому, чтобы показать правильный исход одного действия из другого. Намерение издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове читающего порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманием следящему за Литургиею, глубокое, внутреннее значение ее раскрываться будет само собою».

5. Как свидетельствует автор, «действие Божественной Литургии велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто. Если только молящийся благоговейно и прилежно следит за всяким действием, душа его приобретает высокое настроение, заповеди Христовы становятся для него исполнимы, иго Христово благо и бремя легко. По выходе из храма, где он присутствовал при Божественной трапезе любви, он глядит на всех, как на братьев. Принимается ли он за обыкновенные дела свои в службе, или в семье, где бы то ни было, - сохраняет невольно в душе своей высокое начертание одушевленного любовию обращения с людьми, принесенное с небес Богочеловеком.

6. Если имеет власть над другими, - невольно становится милостивей с подчиненными. Если сам под властью другого, - охотнее и с любовию ему повинуется. Если видит просящего помощи, - сердце его более чем когда-либо располагается помогать. Если он неимущий, - он благодарно принимает малейшее даяние, и никогда с такою признательностию не молится он о своем благодетеле. И все, прилежно слушавшие Божественную Литургию, выходят кротче, добрее в обхождении с людьми, дружелюбнее, тише во всех поступках. А потому, - заключает Гоголь, - для всякого, кто только хочет идти вперед и становиться лучше, необходимо частое, сколько можно посещение Божественной Литургии и внимательное слушание».

7. По мнению Николая Васильевича Гоголя, Литургия «нечувствительно строит и создает человека, и если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату. А потому, кто хочет укрепляться в любви, тот, по словам писателя, должен сколько можно чаще присутствовать, со страхом, верою и любовию, при священной трапезе любви, и если он чувствует себя недостойным принимать в уста свои Самого Бога, Который весь любовь, то хотя быть зрителем, как приобщаются другие, чтобы незаметно, нечувствительно становиться каждый раз совершеннее».

8. Конечно, Гоголь не был профессиональным богословом, он был просто верующим человеком, который хотел своим трудом помочь современному человеку вникнуть в смысл православного богослужения и очередность его действий. О том, что писатель успешно справился со своей задачей, говорит тот факт, что Императрица Александра Феодоровна в целях объяснения Цесаревичу Алексию обедни читала вместе с ним "Размышления о Божественной Литургии" Гоголя.

***

По словам священника Иоанна Нефедова, «Размышления о Божественной Литургии» не были изданы при жизни писателя. Более того, чистовой экземпляр рукописи был, вероятно, по ошибке сожжен самим писателем в ночь на 12 февраля 1852 года. Возможно, он был гораздо более последовательным и выверенным, а известный нам сегодня текст — это предварительный, черновой вариант». Однако, несмотря на многие неточности, которые может заметить опытный литургист в тексте, «миссия этой книги в деле духовного просвещения весьма успешна. С момента первого выхода в свет в 1857 году и до сего дня этот труд Гоголя не потерял своей ценности и актуальности, и многих привлекают к православному богослужению, пробуждает интерес к вере и таинственному смыслу священнодействий.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать