У книжной полки. Размышление смиренного сердца

30 июня 2020 г.

Среди византийских рукописей Ватиканской библио­теки имеется рукопись, представляющая собой отрывок записей некоего монаха Василия о его беседах со Старцем. Имя этого старца до нас не дошло: либо монах Василий, записавший его слова, полагал, что всем известно, о ком он говорит; либо имя Старца упомянуто в предыдущих записях этого инока, которые утеряны. Предполагается, что блаженный Старец, о ко­тором говорит монах Василий, был известным подвижником одного из монастырей близ Константинополя и жил в начале XV века. В 1994 году перевод этой рукописи с греческого осуществил архимандрит Амвросий (Погодин), после чего она была издана под названием - «Размышление смиренного сердца». И сегодня мы предлагаем вам новое издание этой книги, выпущенное в свет «Обществом памяти игумений Таисии».

***

1. Как отмечают издатели, читателю, взявшему в руки эту книгу, предстоит встреча с необычным произведением. Таин­ственна история его обретения, и неизвестен автор, но предполагается, что он был одним из величайших подвижников своего времени, воистину избранным сосудом благодати Божией - через него говорил Сам Господь. Как отмечает монах Василий вначале своего повествования, «Старец ред­ко нарушал свой затвор и только, движи­мый любовью к ученикам, выходил к ним и поучал своими словами, исполненными духовной сладостью и мудростью».

2. Беседа, которая изложена на страницах этой книги, состоялась тогда, когда монах Василий, узнав, «что блаженный Старец недомога­ет», и он «сильно пожелал увидеть его, прежде чем Господь призовет его из этой жизни». С монахом Василием пришли и другие братия, и «просили Старца удостоить их своего благословения и поучения». Как рассказывает автор рукописи, Старец вскоре вышел к ним. «Он был, - пишет монах Василий, - совершенно се­дой, роста среднего, несколько сгорбленный, на устах его была добрая улыбка, и с добротой он взирал на каждого из нас. Часто в глазах его отражалась скорбь, потому что он глубоко жалел весь мир, погрязший в грехах и бедствиях, и, говоря о сем, Старец опускал голову и плакал».

3. Монахи сели полукругом и внимали словам Старца. А он говорил им, «до какой степени Господь желает нашего спасения, и все дела­ет для этого, и до какой степени простирается Его милость и благодатная помощь и праведнику, и грешнику, и до ка­кой степени это необходимо с нашей стороны для спасения души: трапеза веры исполнена до пределов; и, однако, люди небрегут о спасении своей души и призыв Господа не хотят слушать». А ведь, как отмечал Старец, «даже самые слова "спасение" и "спастись" говорят о крайней опасности». «Эти слова, наставлял подвижник, - мы связы­ваем с понятием крайней опасности и бедствия, говоря, например: "спасся от пожара", "спасся от гибели", "спасся во время нашествия врагов" и так далее.  Потому эти слова должны побуждать человека к сугубой осторожности в жизни и к сильному желанию спастись; должны будить в человеке веру в Спа­сителя и любовь к Нему.

4. А между тем, люди небрегут о сем, считая, что реален только этот земной мир, видимый нашим глазам. Однако старец напоминает нам, что «мате­риальный мир находится во власти времени» и разрушается, тогда как «духовный мир стоит вне этих ограничений, вне этих цепей и рамок меры, и он бесконечно богат, вечен и неразрушим». Еще, стоит отметить, что изложенная в книге беседа состоялась накануне Пятидесятницы, за пять дней до праздника. Поэтому Старец по большей части говорит с братией о Святом Духе, Который «после первой христианской Пяти­десятницы, бывшей во времена святых апостолов, уже неотступно и всегда пребывает в Церкви, и благодать Его неоскудно совершает все таинства в течение всего года».

5. По словам Старца, «праздник Святой Пятидесятницы - это не только воспоминание прошлого события. Но это — и особое, обильнейшее пребывание Святого Духа в Церкви и сильнейшее осенение Его благодатию всех тех, кто в этот день молитвенно пребывает в храме Божием и, преклонив свои сердца и колена, молятся о приятии Святого Духа в свои души и благословения на свою жизнь. А «Дух Святой, - как говорит старец, - пребывает там, где — вера правая и утверждение в добре и правде незыблемое». Подвижник напомнил своим слушателям, и напоминает сегодня нам со страниц этой книги, что каждый человек, по слову апостола Павла, есть храм Божий.

6. В послании к Коринфянам апостол пишет: «Тела ваши суть храм живу­щего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор. 6,19). Т. е., - отметил Старец, -  принадлежите не себе, а Богу; принадлежите Господу нашему Иисусу Христу, Который искупил вас великой ценою (1 Кор. 6,20), Кровью Своею чест­ной, которой Он приобрел вас для Себя (Деян. 20,28). Таким образом, каждый из нас — храм Божий. И Дух Святой пребывает в нас тогда, когда у нас «вера православная и образ жизни отвечает этой вере». Как отмечает Старец, «Дух Святый это — Самое Прекрасное, что только есть в мире». Обращаясь к одному из собеседников, быть может к монаху Василию, Старец говорит ему: «Брат, знаешь ли ты, Кто Такой — Дух Святый? Если ты ответишь: да знаю, — то ты заблуждаешься, и я боюсь за тебя, потому что только Бог знает Сам о Себе, по слову апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, И).

7. Это еретикам присуще как бы «брататься» с Ду­хом Святым; нам же, православным, достоит со страхом и трепетом и самое имя поминать Святого Духа, нашего Бога. Но если ты ответишь: нет, не знаю, — то опять же я боюсь и болезную за тебя, потому что это свидетельствует о том, что жизнь твоя остается беспросветной ночью. Брат, мы должны знать Духа Святого в малой мере нашего вос­приятия: потому что если Духа Христова нет в тебе, то ты не — Христов; если Дух Святый не коснется в этой жизни твоего сердца, то — горе тебе, потому что ты еще духовный мертвец (Рим. 8,9-10)».

8. И далее Старец объясняет собравшимся, как Дух Святой являет Себя каждому из нас, как Он касается нашего сердца, как Он зовет нас к себе, как утешает. Старец предлагает своим слушателям обратить внимание на окружающий мир и задуматься, для чего Господь создал его. Говорит и о создании человека, и о том, почему мы, потомки Адама и Евы, должны нести наказание и страдать за их грехи. Вновь напоминает, что «Бог есть любовь и что Он так возлюбил нас, что послал Сына Своего для спасения нас, и Он умер за нас на кресте». И что «Господь ра­дуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней». Обо всем этом и многом другом говорит с нами подвижник 15 века со страниц этой книги.

***

Как отмечают издатели, «знамена­тельно то, что все сказанное в древнем тексте поразительно актуально и кажется обращенным именно к нам, современным людям, порой запутавшимся в суматохе повседневной жизни и нередко теряющим истинные жизненные ориентиры в погоне за призрачным счастьем и сиюминутным успехом. С небрежением относясь к делу своего спасе­ния, мы забываем о главном: Бог создал человека по образу Своему и подобию и, зна­чит, — для жизни вечной, радости, святости. Как избавиться от навяз­чивого плена внутренних заблуждений и, совершая свой посильный труд на пути к «новой земле» — духовной и бессмертной, уберечься от уныния и ропота, ложных страхов и ошибок, обрести мир с собой и Богом — во многих подобных вопросах помогает разобраться эта удивительно тонкая и глубокая книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать