У книжной полки. Радость покаяния

29 марта 2023 г.

Пост — время свободы и радости духовной, время освобождения от греховных привычек — всего того лишнего, бесполезного, чуждого человеческой душе, но так прочно укоренившегося в ней. Церковь каждый год заботливо подводит нас к времени Великого поста и так же бережно ведет нас день за днем в течение этого спасительного времени: от греха — к покаянию, от духовной смерти — к воскресению души. Об этом в частности говорится на страницах новой книги митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Она вышла в свет в издательстве Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» и называется - «Радость покаяния».

***

1. В основе этой книги — проповеди и выступления митрополита Псковского и Порховского Тихона. В них читатель найдет важные мысли о смысле человеческой жизни, о том, чего Бог ожидает от каждого из нас, о Промысле Божием, о подготовке и должном проведении великопостного времени, о покаянии и хранении себя от греха, о молитве. И о смирении, без которого все, даже самые суровые, подвиги не принесут пользы душе, без которого не сможет быть достигнута главная цель жизни христианина — единение с Богом. О встрече с Богом как о главной цели человеческой жизни говорит владыка Тихон в первой части книги.

2. В частности, архипастырь отмечает, что душа того, кто пытается чутко жить в нашем мире, искать смыслы бытия, не может не ответить на вопрос «зачем живет человек?» ответом: «Для встречи с Богом». Весь смысл человеческой жизни — следовать за Христом. Тогда только открывается смысл, великая глубина и понимание того, зачем мы живем в этом мире, куда нас ведет наш Пастырь Господь Иисус Христос. Человек призван не только вернуться в первое, до грехопадения, состояние, но и более — стать наследником Самого Бога. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» — это откровение святителя Афанасия Александрийского раскрывает всю суть христианства и цель творения мира.

3. Но, говорит владыка Тихон, вспомним, что Адам был прельщен лукавым обещанием стать «как бог». Выходит, и эту великую цель, как и всё в мире, можно исказить. После грехопадения человек отдалился от Бога, и с тех пор отдаляется всё дальше посредством всё тех же грехов. С чего начинается грех и отступление от Бога? Отчего начинается расслабление нашей жизни, то, в чем мы каемся всегда, в чем приносим покаяние Богу во время Великого поста? Об этом автор говорит в третьей части книги. Как отмечает владыка, «мы забываем о том, что мы полностью зависимы от Бога. Враг человеческого рода внушает нам вот именно эту страшную мысль - свободу и независимость от кого? От Бога. То, что совершенно неестественно для человека».

4. Но Господь наш Иисус Христос снисходит к нашим немощам и неразумию, Его жертвенный подвиг вновь через веру в Него, через покаяние и исполнение заповедей, на путях полного доверия Его Промыслу спасает нас по благодати, делая причастниками непостижимого Божества. А пост предназначен для того, чтоб стоять на страже своей души. О том, как должным образом нужно готовиться к посту, говорится во второй части книги. А четвёртая её часть целиком посвящена Великому посту, который автор называет духовной весной. Здесь архипастырь говорит о радости покаяния, о том, что покаяние — это не то, о чем, как правило, думают далекие от Церкви люди. Не нарочитое и тупое самоуничижение, а мужественная правда о себе самом.

5. По словам автора, мы живем зачастую в придуманном нами мире, мы живем, обманываясь о самих себе, о ближних, и, к несчастью, в самообмане о Боге. И только через покаяние, когда мы эти фантазии, в лучшем случае, а то и ложь, от себя отреваем одну за другой, когда мы беспристрастно взираем на себя, мы приближаемся к самим себе, к той точке, достигнув которой, мы увидим самих себя такими, какие мы есть, увидим мир таким, каков он есть, и увидим настолько ясно, насколько это возможно для человека. Путь покаяния, когда человек отказывается от всякого обмана, даже самого сладостного, о самом себе. Этот путь горек, тяжек и поэтому называется подвигом. Но этот путь единственный, который дает нам возможность приблизиться ко Христу.

6. Наше духовное прозрение, говорит владыка Тихон, заключается в том, что мы начинаем видеть себя исполненными грехов и способными к любому злу и любому предательству. Наше прозрение - в том, что мы начинаем видеть мир таким, каков он есть лежащим во зле. Наше прозрение - в том, что мы начинаем видеть и ценить в этом мире более всего лишь великое милосердие. По-гречески покаяние — метанойя — изменение ума. После него человек совершенно по-новому начинает смотреть на самого себя. Зрелище, правда, не для слабонервных. Оно и великих святых повергало в ужас и содрогание. Зато правда дорогого стоит. И еще — эта правда открывает доселе неизведанный вечный, но абсолютно реальный, наполненный жизнью мир, прекрасней и поразительней которого нет — мир с Богом.

7. Далее владыка Тихон говорит о смирении, которое является мужественной правдой о нас самих, говорит об исповеди, о причащении Святых Христовых Таин, напоминает, что молиться – это значит, значит благодарить. «Очень важно, отмечает архипастырь, - в течение Великого поста хотя бы два-три дня, чтобы православный христианин посвятил только молитве. Под руководством духовника, конечно, надо это делать. Если мы хотя бы два-три дня употребим на то, чтобы общаться как можно меньше с миром, постараемся помолиться крепко и твердо Господу, отсечь всеми силами посторонние помыслы и заботы, которые копятся в нашей душе, и всего лишь два-три в году посвятим только Господу, мы увидим, какие удивительные плоды это дает».

8. Еще, как отмечает митрополит Тихон, дело спасения человека соделывает Сам Господь. Человеку это невозможно, не по силам. Но тогда зачем наши труды, тот же пост, все эти наши немощные действия, которые мы порой высокопарно называем «подвигами Великого поста»? На самом деле, - говорит владыка, - это не что иное, как действительно малый, но наш посильный и искренний порыв в ответ на любовь Божию. Наша попытка стать лучше. Наше желание быть с Богом, которое выражается в том числе и в том, что мы смиряем свои страсти, чувства, стараемся жить не по своей воле, а по воле Божией, исполняя Его заповеди». Люди, которые выбрали не радость этого мира, а мир горний и твердо стояли в этом избрании, по словам автора, стали великими святыми. И это возможно каждому из нас, нужна только решимость сражаться с соблазнами этого мира до конца. А с Богом все возможно верующему.

***

Как отмечает митрополит Тихон, «пост - это время свободы и радости духовной, время освобождения от всего бесполезного, чуждого нашей душе, но так прочно укоренившегося в ней». «Радость и покаяние неразлучны. Настоящую радость рождает настоящее покаяние». Каким же должно быть это изменение жизни, несущее за собой свет, возводящее на небо, в область истинной радости, которую ничем и никем не отнять? Как пройти это время с пользой и не потерять ценных даров великопостного времени, как обратиться от греха - к покаянию, от греховной смерти - к воскресению души? Об этом и говорит с читателем владыка Тихон со страниц этого издания.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать