У книжной полки. Путь православия

27 января 2025 г.

«Моя задача – описать доступным и ясным языком ту веру, которой я, будучи православным, живу, т. е. предложить небольшой очерк об основополагающих учениях православной Церкви, обращаясь к вере как в пути жизни и молитвенного служения». Так говорил о своей книге «Путь православия» совсем недавно отошедший ко Господу митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), один из наиболее известных и влиятельных на сегодняшних день православных богословов. Множеству читателей по всему миру именно он открыл феномен «древней и вечно юной» веры. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию новое издание книги «Путь православия», выпущенное в свет издательством «Никея».

***

1. В предисловии книги митрополит Тверской и Кашинский Амвросий отмечает, что владыка Каллист был настоящим гением, который жил среди нас. Таких действительно немного в мире, и митрополит Каллист был уникальным, одаренным человеком, способным рассказать понятно о едва уловимых вещах, о глубинах богословия, передать те чувства верующего о вере, которые мало кому удается передать. Он мог выразить то, что обычно скрывается за сухими словами, остается нераспознанным из-за невозможности высказать. У владыки Каллиста это получалось. Родившись в 1934 году в верующей англиканской семье, он перешел в православие в 1958 году. В 1966-м принял монашество и священный сан, и с того времени его жизнь была неразрывно связана с Православной церковью и богословием.

2. Самая известная книга митрополита Каллиста, «Православная Церковь», вышла в свет в 1963 году, еще до принятия им монашества, и с тех пор многократно переиздавалась и переводилась на многие языки. Его вклад в православное богословие и духовное просвещение сложно переоценить. В течение более 35 лет он преподавал православие в Оксфордском университете, будучи одним из немногих православных иерархов, кто занимал такую высокую академическую должность в западном мире. В мою бытность ректором Санкт-Петербургской духовной академии, - говорит митрополит Амвросий, - владыка Каллист был нашим дорогим гостем. Я запомнил его как человека необычайно мудрого и глубокого, но при этом очень простого и доступного. Его личность и богословие оказывали и оказывают по сей день неизгладимое влияние на всех, кто имел счастье с ним общаться или читать его книги.

3. Книга «Путь православия» занимает особое место в его творческом наследии. Это глубокое размышление о том, что значит быть православным христианином в современном мире. В настоящем издании в новом переводе, владыка Каллист, опираясь на широкий святоотеческий контекст, рассказывает о православной вере как о духовном Пути. Живой опыт Предания Церкви говорит о жизненном пути христианина как о движении восхождения, воплощении устремления души к Богу. А опыт, полученный теми, кто проходил этим путем раньше и дальше нас, становится для нас своеобразным дорожным указателем, путеводителем к чаемой Встрече. Книга отличается  ясным и поэтичным слогом, глубиной мысли, яркостью и емкостью богословского видения. Это прекрасное введение в православное богословие, духовность и молитвенную практику.

4. Открывает издание пролог, в котором автор пишет следующее: «Один из самых известных египетских отцов-пустынников IV века, св. Серапион Синдонит, как-то пришел паломником в Рим. Здесь ему рассказали об одной всеми почитаемой затворнице, которая никогда не покидала своей комнатушки. Понять, в чем достоинство такой жизни, Серапион не мог — по натуре он был странником, — поэтому пришел к затворнице и спросил: «Почему ты здесь сидишь и никуда не выходишь?» Она ему ответила: «Я не сижу. Я путешествую». Я не сижу. Я путешествую. Наверное, - отмечает владыка Каллист, - это мог бы сказать о себе любой христианин. Быть учеником Христа - значит странствовать. Как говорили греческие отцы, мы - тот же народ Израилев, бредущий по пустыне, и живем не в домах, а в шатрах, ибо духовно мы всегда в пути. Он пролегает через сокровеннейшие пространства души, измеряется не стрелками часов или листами календаря, но ведет из времени в вечность.

5. «Путь» - одно из древнейших самоназваний христианства. «В то время произошел немалый мятеж против пути Господня», - читаем мы в Деяниях апостолов. О Феликсе, римском правителе Кесарии, сказано, что он «лучше многих» знал, «что такое Путь Господень» (Деян. 24: 22 2). Это слово подчеркивает практический, деятельный характер христианской веры. Христианство — больше, чем очередная концепция мироздания, больше, чем просто «учение»; скорее, это тропа, дорога, по которой мы идем, в самом глубоком и точном смысле путь жизни. Поэтому единственный способ понять, что такое христианство — ступить на тропу, полностью довериться этому пути, и тогда постепенно мы сами откроем его для себя; извне мало что  поймешь.

6. Разумеется, - отмечает владыка Каллист, - чтобы отправиться в путь, нужен путеводитель, надо понять, какие указатели искать, и, конечно, в пути не обойтись без спутников. Наконец, прежде чем выйти в дорогу, имеет смысл посоветоваться с более опытными путешественниками. Однако никакие «советы бывалых» не передадут суть пути, не заменят личный, непосредственный опыт. Каждый, по мнению автора, призван проверить на себе то, чему его учат, заново открыть и осмыслить вверенную ему традицию. Говоря словами митрополита Филарета Московского, «символ веры не станет твоим исповеданием, пока не начнешь им жить». В этом, важнейшем из всех путей, невозможно оставаться «диванным путешественником».

7. Цель этой книги - подсказать, где искать самые важные указатели дороги, рассказать о главных вехах на этом пути. Я, - говорит автор, - не ставлю перед собой задачу описать историю и современное состояние православного мира. Мне бы хотелось не только познакомить читателей с основами православного вероучения, но пригласить их к совместному размышлению о вере как образе жизни и опыте молитвы. А чтобы мой голос не заглушил голоса других, более достойных свидетелей, я решил открывать и завершать каждую главу подборкой цитат. Краткие сведения об их авторах, а также источники приводятся в конце книги.

8. Главным образом это фрагменты из богослужебных и святоотеческих текстов, по большей части дошедших из первых веков истории христианства, но есть и более поздние высказывания. Тексты, которые автор цитирует в этой книге, в разное время для него самого были «душеполезными словами», дорожными указателями, хотя в поисках Пути, как говорит владыка Каллист, он многим обязан и другим, не упомянутым здесь авторам.

***

Завершают это издание два текста владыки Каллиста. Его известная статья «Сила Имени», посвященная Иисусовой молитве, она очень тесно связана по смыслу с размышлениями о молитве и духовном делании в книге «Путь Православия». Второй текст, доклад владыки «Традиция и творчество», сделанный им в 2020 году на богословской конференции «От Творца к творчеству: творчество с точки зрения богословия, педагогики и психологии», которая проходила в эстонском городе Тарту. Этот текст стал одним из самых последних, написанных владыкой. 24 августа 2022 года митрополит Каллист отошел ко Господу. Но остались его труды, которые помогут современным людям глубже понять православную веру и, что не менее важно, почувствовать, как жить по-христиански, по-евангельски в повседневной жизни, с любовью и величайшим доверием к Богу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X