Вопросы нравственного, христианского воспитания наших детей становятся особенно актуальными сегодня, когда современный мир все больше катится в духовную пропасть человеческого греха. Поэтому каждый нормальный родитель ищет пути сохранения своей семьи и детей от человеческих страстей и безбожия. Известный в русском зарубежье религиозный и общественный деятель, пастырь - миссионер, педагог, наставник молодежи - протоиерей Сергий Щукин - всю жизнь посвятил служению Церкви и духовному руководству русских православных людей, живущих за пределами Отечества, а также работе с детьми и молодежью. Советы, которые он давал родителям о религиозном воспитании детей, составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Линд Андрес» и называется «О религиозном воспитании детей».
1. Открывает издание краткая биография автора. Протоиерей Сергий Щукин родился в 1891 году в г. Ростов-на-Дону в семье инженера-железнодорожника. Учился в специализированном московском техническом учебном заведении. В 1918 году получил диплом инженера-химика. Был активным участником московского, а затем ростовского отделения Российского студенческого христианского движения. В 1934 году был арестован органами НКВД за религиозную деятельность и приговорен тройкой к пяти годам заключения по ст. 58, п.10 (контрреволюционная агитация). Ссылку провел в Ухто-Печерских лагерях в Коми. В 1943-м оккупационными властями был отправлен в Германию на принудительные работы.
2. В 1946 году на Благовещение епископ Нафанаил (Львов) рукоположил его в сан священника в барачном храме святого Прокопия Устюжского в Гамбурге. Батюшка жил и служил в лагере для перемещенных лиц Фишбек под Гамбургом в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. С 1949 года служил в английском городе Брэдфорд. В 1952-м переехал Канаду и был возведён в сан протоиерея. Служил вторым священником в Торонто. Активно работал с молодёжью, организовал приходскую школу, Владимирский кружок для старшей молодёжи. В 1966 году был назначен настоятелем Свято-Троицкого храма в городе Виндзор. Скончался 5 января 1977 года, причастившись Святых Таинств. Похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
3. Сохранившиеся рукописи о религиозном воспитании детей были предоставлены для публикации матушкой Марией Науменко, внучкой отца Сергия Щукина. Предисловие к книге подготовлено Марией Моисеевой по материалам портала «Православная книга России». И в предисловии в частности говорится, что общаясь с детьми, отец Сергий видел, что они более восприимчивы к вере, к осмыслению религиозных понятий, чем взрослые, не боятся выражать свои религиозные чувства. В доверительном общении с ними становится особенно очевидно, что вера в Бога не выдумана людьми, а рождается вместе с человеком. Поэтому важно с младенческих лет насытить душу религиозными впечатлениями и образами.
4. Православие обладает неоценимыми сокровищами: таинствами, праздниками, обрядами, обычаями, молитвами, песнопениями. Это преображает детскую душу. Так «укрепляется сердечная вера — та, которая может спасти даже тогда, когда человек уходит «на сторону далече». Призыв Спасителя - не препятствовать детям приходить к Нему обращен к каждому, кто несет ответственность за ребенка. Нерешительность, промедление родителей, надежды на «самоопределение ребенка в будущем» и прочие отговорки в вопросах религиозного воспитания происходят от маловерия, от преувеличения значения материальных сторон жизни. Препятствием могут стать и ханжество, лицемерие взрослых.
5. В вопросах воспитания вообще нельзя надеяться на кого-то. В обществе апробируются самые противоречивые учебные и воспитательные системы: от авторитарной педагогики до теории «свободного воспитания», — в конечном итоге отражающие политические цели и сиюминутные интересы. Отец Сергий подчеркивал: только в семье закладываются духовные основы личности. Церковь и воскресная школа — главные помощники в этом. Сам автор, предваряя это издание, пишет: «Одно из высших благ в жизни человека — здоровое и счастливое детство. Все мы знаем, что драгоценные воспоминания из нашего детства питают и согревают нас всю жизнь. Люди, не имевшее радостного и счастливого детства, ничем не могут восполнить этого, они всю свою жизнь чувствуют этот недостаток, который омрачает их душу.
6. Мы нередко встречаем людей, которые были лишены счастливого детства: сирот, не знавших ласки и любви родителей; пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки; незаконнорождённых, брошенных на попечение чужих людей. На них всегда лежит отпечаток тяжёлых и болезненных воспоминании о своём безрадостном детстве. Но такой же неизгладимый след, по словам отца Сергия, остается и на душе человека, не знавшего религиозного детства. Быть может, с внешней стороны это незаметно, но в своих глубочайших истоках, во всем душевном складе таких людей, всегда ощущается какая-то неполноценность. Она является следствием того, что родители и воспитатели не дали детской душе главного — светлых духовных впечатлении, которые освещают, и душу ребенка, и весь окружающий мир.
7. Как отмечает автор, душа ребенка необычайно отзывчива на всякое религиозное впечатление: ребёнок невольно тянется ко всему, что даёт красоту и смысл еще неведомому для него миру. Отнимите это от ребенка — и его душа потускнет и потеряет свое внутреннее содержание; ребёнок останется в опустевшем мире, с его мелкими будничными интересами. Здесь происходит то же самое, что с телом ребенка, если он растёт в мрачном и сыром подземелье, лишенном солнечного света: ребёнок вырастает бледным и хилым, без силы и радости в своем недоразвитом теле. В обоих случаях вина в недоразвитости и болезненности (душевном, или телесном) ложится на родителей: они вместо хлеба подали своему ребенку камень.
8. Родители должны понять, что христианская религия создаёт в душе ребенка основы его нравственной личности. Пусть даже жизнь потом изменит или совсем уничтожит детскую веру, в душе человѣка останется неизгладимый след, и сохранятся в нем твёрдые основы нравственности. Светлые впечатления детства остаются на всю жизнь, часто, помимо нашего сознания, продолжая питать нас и сохранять от зла. Недаром безбожное государство, по мнению автора, так боролось именно с религиозным воспитанием детей! В этой книге автор рассказывает родителям, чем отличается воспитание и образование, говорит о цели христианского воспитания, о том, когда его нужно начинать, как бороться с дурными наклонностями, а также о трудностях и ошибках семейного воспитания.
Как пишет отец Сергий, духовная жизнь наших детей – это главное сокровище, врученное нам Богом. «Облечение во Христа» — цель христианского воспитания. Помимо нашей национальной ответственности перед историей, мы будем отвечать за их воспитание перед Богом. И, по мнению автора, мы должны заслужить право сказать Ему словами пророка Исаии: «Вот я и дети мои, которых дал мне Бог» (Ис. 8:18). Советы протоиерея Сергия Щукина родителям просты, традиционны и основаны на вере в Бога и Церковь. Надеемся, - говорят издатели, что и вы найдете на страницах этого издания нужные и полезные для себя слова помощи в деле воспитания своих чад.
У книжной полки. Святитель Иоанн Шанхайский. Уроки пастырства
У книжной полки. Александр Богатырев. Свечу не ставят под спудом
У книжной полки. Детский патерик. Рассказы для детей из жизни святых
У книжной полки. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
У книжной полки. Тимофей Веронин. Святые целители
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!