***
1. В книгу вошли очерки и рассказы, написанные в разное время по разным поводам. Все эти тексты полны любовью к России и Русской Православной Церкви, к русскому человеку. Они - о святых и грешниках, о монахах и многодетных отцах, о священниках, поэтах и полицейских. О многих и многих простых и непростых людях. Как отмечает отец Павел, с древних времён самым красивым и величественным зданием как в столице, так и в глухом селе всегда был храм. И храм этот венчали нередко золоченые купола. В песне Владимира Высоцкого, которая так и называется - «Купола российские», есть строчка: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Такое понимание, как говорит автор, может показаться немного наивным, ведь Бог по определению вездесущ и всеведущ. Он, конечно, замечает и видит всё, Его внимание не нужно привлекать как-то специально.
2. Но в этой фразе очень глубоко выражено желание русской души что-то сделать для Бога, послужить Ему, порадовать Его. Как детям хочется сделать отцу подарок на день рождения или какой-нибудь другой праздник и увидеть его улыбку и ответную радость. Бог любит русский народ. Он всегда рядом с ним. Он держит нас за руку. Радуется нашим добрым делам и скорбит о наших грехах. Господь не только ведет Русь тернистым путем ко спасению. Он Сам идет вместе с нами. Об этом так писал Фёдор Тютчев: Удрученный ношей крестной, \ Всю тебя, земля родная. \ В рабском виде Царь Небесный \ Исходил, благословляя.
3. Почти все материалы, вошедшие в эту книгу, по словам отца Павла, были когда-то опубликованы на портале «Православие.ру». Тексты, размещенные в этом сборнике, разделены на три части. Первую часть автор посвящает соотечественникам, нашим предкам и нашим современникам. Этот раздел открывается рассказом о русских святых, древних, но в то же время близких нам, Петре и Февронии Муромских. О том, что святые Петр и Феврония являются покровителями семьи и супружества, а день их памяти объявлен федеральным праздником семьи, любви и верности, известно почти каждому жителю России. И это не может не радовать. Но с тех пор, как был установлен особый праздник в их честь и почитание Петра и Февронии приобрело широкий размах, не смолкают споры вокруг их имен.
4. Больше всего недоумений и вопросов вызывает не их каноническое житие, включенное в Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского, а знаменитая «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Одни считают ее единственным и безоговорочным источником сведений о благоверных князьях, другие – вымыслом и красивой легендой, не имеющей ничего общего с их реальной биографией. Автор в первой части этой книги предлагает читателям разобраться, таким ли легендарным и фольклорным является этот замечательный памятник русской письменности. Кстати говоря, даже совершенно светские исследователи считают «Повесть…» одним из лучших образцов древнерусского творчества, вершиной отечественной литературы XVI века. А жизнь этих русских праведников всегда будет путеводным маяком для всех нас, идеалом, на который нужно равняться.
5. Далее также в первой части следуют очерки о более близких к нам по времени людях и наших современниках. Среди них также есть святые подвижники. Так, кроме святых Петра и Февронии, есть и другая святая чета, к опыту которой мы постоянно обращаемся, на которую взираем как на икону счастливой христианской семьи. Это семья императора Николая Александровича и его супруги государыни Александры Фёдоровны. У этих двух святых супружеских пар вообще много общего. Оба семейства были счастливы в любви. И те, и другие были правителями и были любимы простым народом, но ненавидимы боярской верхушкой. И царя Николая и князя Петра заставили уйти с престола, оставить правление. И оба сделали это добровольно.
6. Не сомневаюсь, - говорит отец Павел, что святые Николай и Александра читали житие Петра и Февронии и хорошо его знали. Наверняка и государь, и царица неоднократно думали, мечтали: «Как хорошо было бы уйти так же, как эти святые, не разлучаясь ни на один день!» И Господь даровал им такую кончину. Была ли их земная жизнь долгой? Венценосная чета не дожила даже до серебряной свадьбы: их браку было неполных двадцать три года. Конечно, это не так уж много, для супружеской пары это средний возраст. Были ли они счастливы? Конечно. В их жизни были и любовь, и радость, и испытания, пройденные вместе. А главное, они всю жизнь вместе шли к Богу и не разлучились на этом пути до самого конца. Они жили счастливо и умерли в один день.
7. Кроме святых людей, есть люди просто благочестивой жизни, есть люди на первый взгляд самые обычные, есть и преступники. Но все они ищут Бога, их жизнь это всегда тернистый путь в Дом Отца Небесного. И о них также рассказывает автор. В разделе «Соотечественники» ему особенно дорога глава «Батюшки бывают разные». Она посвящена весьма наболевшей теме - нравственному облику современного духовенства. Для многих не секрет, что сейчас идет настоящая информационная война по дискредитации Церкви и священства. И я, - говорит отец Павел, - решил дать некий, по возможности, объективный и беспристрастный взгляд изнутри на жизнь священнослужителей. И, конечно, рассказать о героях нашего времени среди духовенства.
8. Второй раздел этой книги посвящен семье и темам, с ней связанным. Ведь семья - маленькое государство. Из семей, как из клеточек, строится страна. А русская семья, по мнению автора, это маленькая Россия, в ней отражаются наши общие радости и горести. И наконец, заключительная часть книги посвящена нашим проблемам. О том, как преодолеть возрастные кризисы, победить тревогу, гнев, пьянство. В последней главе рассказывается о том, как отметить новогодние праздники и сохранить в чистоте душу. В канун Нового года мы провожаем уходящий год и подводим его итоги. Эта глава итог всего сборника, ее эпилог.
***
По словам автора, русский человек не лишен недостатков, и мы все их прекрасно знаем, но у него всегда было желание угодить Богу, послужить Отцу Небесному. Русь называют Святою. Идеалом русского человека было не богатство, знатность, значимость, почет, известность, а святость. Ни в одной стране мира за тысячу лет не было явлено столько святых, сколько в нашей стране. Как отмечает отец Павел, русский народ - народ-богоискатель, он не может удовлетвориться только земным хлебом насущным, комфортом и успехом в делах. Его душа тоскует по Небесам. Об этом свидетельствует вся русская литература: о поисках Бога, о стремлении к Нему. Об этом свидетельствует и данная книга, предназначенная для широкого круга читателей, воцерковленных и только еще ищущих свой путь к Богу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 26 апреля 2024
Богослужение 25 апреля 2024 года
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!