Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий (Величковский) занимает в истории православного монашества и Церкви особое место. Всю свою долгую жизнь он, пребывая в непрерывном духовном поиске, смиренно молил Бога указать ему - монаху 18 века, путь спасения. И он нашел его. А затем стал как бы могучим стволом духовного древа, глубоко укоренённого во Христе, обильно питаемого церковными соками, от которого пошли другие стволы, а от них плодоносные ветви. Известные пустыни — Площанская, Глинская, а, в особенности, Оптина, были продолжательницами благодатного наследия старца Паисия. Прославленные оптинские старцы были учениками его учеников. О некоторых из этих отраслей Паисиева древа рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.
***
1. Эта книга протоиерея Константина Островского «Древо Паисия», вышедшая в свет в издательстве «Синопсис», посвящена преподобному Паисию (Величковскому) и его духовному наследию. Преподобный Паисий не только сам достиг христианского совершенства, но своим примером и с помощью опубликованных им книг о молитве и борьбе со страстями указал деятельный путь ко спасению множеству своих учеников и через них другим монахам и мирянам в России, на Украине, в Молдавии, Румынии, Греции и в других странах.
2. В предисловии книги автор напоминает читателям такие простые правила духовной жизни: «не осуждай никого; прощай, кто перед тобой виноват, и кайся перед Богом в своих грехах. Молись сначала понемногу, но ежедневно; ум держи в словах молитвы, которые произносишь, и по-степенно прибавляй число молитв, чтобы со временем, по благодати Божией, обрести непрестанную молитву в сердце, которая, как огонь, охватит тебя всего. Кратко это называется умным деланием — просто, для всех возможно, а для обретения благодати Святого Духа — в этом цель жизни христианской — необходимо. И даже трудно поначалу поверить, что ещё несколько столетий назад умное делание на Руси было почти совсем забыто.
3. Как отмечает автор, многие люди тогда жили благочестиво, веровали во Христа — все молитвенные правила исполняли, в храмы Божии ходили, тяжких грехов избегали. А о том, что необходимо ещё и потрудиться над очищением своего сердца от страстей (то есть греховных привычек и наклонностей) и над тем, чтобы ум в соединении с сердцем непрестанно пребывал в молитве Богу, русский православный народ почти забыл. Отдельные святые, истинные делатели сердечной молитвы, конечно, бывали, но, в общем, духовная жизнь на Руси при всём её внешнем подчас великолепии пришла в упадок. А вывел её из упадка Господь через замечательного святого подвижника и духовного писателя — архимандрита Паисия (Величковского).
4. Преподобный Паисий не только сам достиг совершенства в духовной жизни, но своим примером и с помощью опубликованных им книг о молитве и борьбе со страстями указал деятельный путь ко спасению множеству своих учеников и через них другим монахам и мирянам в России, Молдавии и в других странах. Несколько книг духовного содержания святой Паисий написал сам, но главным подвигом его жизни был перевод писаний святых отцов на церковнославянский язык и их распространение по многим иноческим обителям. Благотворное духовное воздействие святого Паисия сказалось более чем в 100 монастырях множества епархий Русской Православной Церкви.
5. Протоиерей Сергий Четвериков в своей книге «Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество» так сказал о значении его подвига: «Даже если бы всё дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы немаловажно для православной Церкви, православного монашества и общества. Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажёг сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внут-реннему монашескому подвигу, к духовному деланию.
6. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянной молитвой, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутренней борьбой с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни. И приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, ино-гда даже высокообразованных не только в светском, но и в богословском смысле. Начавшись во второй половине 18 века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжении всего 19 века вплоть до самой революции».
7. По словам автора, духовное движение в России под влиянием старца Паисия можно разделить на несколько главных стволов, которые отец Константин условно назвал: северный, центральный и южный. И особо упоминает о сибирской ветви Паисиева древа — великих молитвенниках: преподобном Василиске Сибирском, преподобном Зосиме (Верховском) и праведном Петре (Мичурине). К этой же ветви автор относит и преподобного Макария Алтайского (Глухарева); он был учеником Глинского старца и настоятеля преподобного Филарета (Данилевского), но впоследствии главным жизненным подвигом отца Макария стало его миссионерское служение в Сибири, на Алтае.
8. Южный ствол — это в первую очередь Площанская и Глинская пустыни. Северный ствол имел своими главными центрами Валаам, Александро-Невскую Лавру и Александро-Свирский монастырь. Центральный ствол Паисиева древа распространился, в основном, в Москве, во Владимирской губернии, в Оптиной пустыни, в Брянском Свенском монастыре и в Белобережской пустыни, в Рославльских лесах на Смоленщине, в Саровской пустыни. Названные монастыри нужно рассматривать только как наиболее заметные ветви Паисиева древа, которое на самом деле охватывало не десяток, а более сотни русских монастырей. Особый ствол духовного древа преподобного Паисия (Величковского) фактически являет нам Оптина пустынь по числу прославленных святых и подвижников благочестия, связанных с этим монастырём, и числу обителей, получавших духовное окормление от оптинских старцев. Подробно об этих отраслях Паисиева древа и рассказывает протоиерей Константин Островский.
***
В этой книге представлен лишь краткий обзор ветвей духовного древа преподобного Паисия (Величковского). В основном, здесь говорится о жизни подвижников на территории России и Украины, но упомянуты далеко не все. В книге протоиерея Сергия Четверикова приводится список из 107 больших и маленьких монастырей, скитов и некоторых иноческих общин, получивших от преподобного Паисия или от его учеников свои уставы, своих старцев или настоятелей. И этот список отец Сергий признаёт далеко не полным. Что же говорить о самих подвижниках — учениках преподобного Паисия! Их очень много, и даже годы большевистских гонений на Церковь в 20 веке не погубили древо Паисия. Не прервалась живая традиция умного делания, и об этом свидетельствует данная книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!