У книжной полки. Протоиерей Константин Островский. "Древо Паисия. Преподобный Паисий (Величковский) и его последователи"

15 июня 2020 г.

Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий (Величковский) занимает в истории православного монашества и Церкви особое место. Всю свою долгую жизнь он, пребывая в непрерывном духовном поиске, смиренно молил Бога указать ему - монаху 18 века, путь спасения. И он нашел его. А затем стал как бы могучим стволом духовного древа, глубоко укоренённого во Христе, обильно питаемого церковными соками, от которого пошли другие стволы, а от них плодоносные ветви. Известные пустыни — Площанская, Глинская, а, в особенности, Оптина, были продолжательницами благодатного наследия старца Паисия. Прославленные оптинские старцы были учениками его учеников. О некоторых из этих отраслей Паисиева древа рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга протоиерея Константина Островского «Древо Паисия», вышедшая в свет в издательстве «Синопсис», посвящена преподобному Паисию (Величковскому) и его духовному наследию. Преподобный Паисий не только сам достиг христианского совершенства, но своим примером и с помощью опубликованных им книг о молитве и борьбе со страстями указал деятельный путь ко спасению множеству своих учеников и через них другим монахам и мирянам в России, на Украине, в Молдавии, Румынии, Греции и в других странах.

2. В предисловии книги автор напоминает читателям такие простые правила духовной жизни: «не осуждай никого; прощай, кто перед тобой виноват, и кайся перед Богом в своих грехах. Молись сначала понемногу, но ежедневно; ум держи в словах молитвы, которые произносишь, и по-степенно прибавляй число молитв, чтобы со временем, по благодати Божией, обрести непрестанную молитву в сердце, которая, как огонь, охватит тебя всего. Кратко это называется умным деланием — просто, для всех возможно, а для обретения благодати Святого Духа — в этом цель жизни христианской — необходимо. И даже трудно поначалу поверить, что ещё несколько столетий назад умное делание на Руси было почти совсем забыто.

3. Как отмечает автор, многие люди тогда жили благочестиво, веровали во Христа — все молитвенные правила исполняли, в храмы Божии ходили, тяжких грехов избегали. А о том, что необходимо ещё и потрудиться над очищением своего сердца от страстей (то есть греховных привычек и наклонностей) и над тем, чтобы ум в соединении с сердцем непрестанно пребывал в молитве Богу, русский православный народ почти забыл. Отдельные святые, истинные делатели сердечной молитвы, конечно, бывали, но, в общем, духовная жизнь на Руси при всём её внешнем подчас великолепии пришла в упадок. А вывел её из упадка Господь через замечательного святого подвижника и духовного писателя — архимандрита Паисия (Величковского).

4. Преподобный Паисий не только сам достиг совершенства в духовной жизни, но своим примером и с помощью опубликованных им книг о молитве и борьбе со страстями указал деятельный путь ко спасению множеству своих учеников и через них другим монахам и мирянам в России, Молдавии и в других странах. Несколько книг духовного содержания святой Паисий написал сам, но главным подвигом его жизни был перевод писаний святых отцов на церковнославянский язык и их распространение по многим иноческим обителям. Благотворное духовное воздействие святого Паисия сказалось более чем в 100 монастырях множества епархий Русской Православной Церкви.

5. Протоиерей Сергий Четвериков в своей книге «Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество» так сказал о значении его подвига: «Даже если бы всё дело старца Паисия Величковского заключалось в примере личной святости, в устроении монашеского общежительного братства на древних святоотеческих основаниях и в исправлении святоотеческих книг, то и в таком случае это дело было бы немаловажно для православной Церкви, православного монашества и общества. Но старец Паисий сделал больше: он создал школу духовной жизни, он пробудил в православном монашестве широкое духовное движение, он зажёг сердца многих любовью к духовной жизни, возбудил стремление к внут-реннему монашескому подвигу, к духовному деланию.

6. Под влиянием старца Паисия Величковского в православном иночестве воспиталось много замечательных подвижников, всецело усвоивших заветы старца. Постоянной молитвой, неослабным вниманием к себе, самоиспытанием, внутренней борьбой с помыслами, откровением помыслов, послушанием и смирением, внимательным изучением святоотеческих книг и соблюдением евангельских заповедей они достигали высокой степени духовной жизни. И приобретали большое влияние не только на свою братию, монашествующих, но и на мирян, ино-гда даже высокообразованных не только в светском, но и в богословском смысле. Начавшись во второй половине 18 века, это духовное движение продолжало развиваться на протяжении всего 19 века вплоть до самой революции».

7. По словам автора, духовное движение в России под влиянием старца Паисия можно разделить на несколько главных стволов, которые отец Константин условно назвал: северный, центральный и южный. И особо упоминает о сибирской ветви Паисиева древа — великих молитвенниках: преподобном Василиске Сибирском, преподобном Зосиме (Верховском) и праведном Петре (Мичурине). К этой же ветви автор относит и преподобного Макария Алтайского (Глухарева); он был учеником Глинского старца и настоятеля преподобного Филарета (Данилевского), но впоследствии главным жизненным подвигом отца Макария стало его миссионерское служение в Сибири, на Алтае.

8. Южный ствол — это в первую очередь Площанская и Глинская пустыни. Северный ствол имел своими главными центрами Валаам, Александро-Невскую Лавру и Александро-Свирский монастырь. Центральный ствол Паисиева древа распространился, в основном, в Москве, во Владимирской губернии, в Оптиной пустыни, в Брянском Свенском монастыре и в Белобережской пустыни, в Рославльских лесах на Смоленщине, в Саровской пустыни. Названные монастыри нужно рассматривать только как наиболее заметные ветви Паисиева древа, которое на самом деле охватывало не десяток, а более сотни русских монастырей. Особый ствол духовного древа преподобного Паисия (Величковского) фактически являет нам Оптина пустынь по числу прославленных святых и подвижников благочестия, связанных с этим монастырём, и числу обителей, получавших духовное окормление от оптинских старцев. Подробно об этих отраслях Паисиева древа и рассказывает протоиерей Константин Островский.

***

В этой книге представлен лишь краткий обзор ветвей духовного древа преподобного Паисия (Величковского). В основном, здесь говорится о жизни подвижников на территории России и Украины, но упомянуты далеко не все. В книге протоиерея Сергия Четверикова приводится список из 107 больших и маленьких монастырей, скитов и некоторых иноческих общин, получивших от преподобного Паисия или от его учеников свои уставы, своих старцев или настоятелей. И этот список отец Сергий признаёт далеко не полным. Что же говорить о самих подвижниках — учениках преподобного Паисия! Их очень много, и даже годы большевистских гонений на Церковь в 20 веке не погубили древо Паисия. Не прервалась живая традиция умного делания, и об этом свидетельствует данная книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать