Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется «Перемена судьбы и другие рассказы». Рассказывает она о монастырских послушаниях и трудах. Ее автор, - протоиерей Евгений Пелешев, бывший̆ с 1946 по 1951 год послушником Псково-Печерской обители, рисует читателю картину монастырской жизни тех лет. Живой рассказ о трудных послевоенных годах, по мнению издателей, никого не оставит равнодушным. В предисловии книги вкратце говорится о самом авторе. Отец Евгений родился 13 декабря 1930 г. в Эстонии. Отец его, Федор Андреевич, был глубоко верующим человеком, помощником священника в храме в деревне Ямы, а мама умерла рано, оставив пятерых детей. Дети жили с мачехой, которая, по воспоминаниям батюшки, была очень хорошей женщиной.
2. При эвакуации во время войны семья оказалась рядом с Пюхтицким монастырем. Здесь Евгений работал три года у эстонских хозяев. Начав еще в школе изучать эстонский язык, здесь он общался только на эстонском языке и быстро освоил его. Все эти годы почти каждый будний день и в праздники он ходил в храм, и ему нравились церковные службы. В 1946 г. Евгений пришел в Псково-Печерский монастырь, но вскоре после этого отправился в Троице-Сергиеву лавру. Однако в монастыре ему остаться не разрешили как бывшему в оккупации. Евгений вернулся и стал послушником Псково-Печерского монастыря.
3. Весной 1950 года в Псково-Печерском монастыре состоялся монашеский постриг священника из Эстонии Романа Танга, который через несколько дней после этого был возведен в сан епископа Таллинского и Эстонского. Постриг совершил тогдашний наместник, архимандрит Пимен (Извеков), будущий патриарх. Новый владыка Роман предложил послушнику Евгению поступить к нему иподиаконом и келейником. Но кроме этих послушаний был Евгений у владыки и поваром, и шофером. В эти годы он готовился к поступлению в Ленинградскую семинарию, куда поступил в 1953 году, имея опыт почти десятилетней монастырской жизни и многое зная из служб наизусть.
4. В эти годы священников было очень мало, многие приходы пустовали. Поэтому, проучившись всего два года, Евгений Пелешев священноархимандритом Псково-Печерского монастыря и епископом Псковским и Порховским Иоанном (Разумовым) был возведен в священный сан для служения в приходе Залесье, в семи километрах от Печор. Приход был двуязычным, семь деревень — эстонскими. Отец Евгений освоил службу на двух языках и прослужил здесь двадцать лет, сроднившись со своими прихожанами. Приход был бедным, так что священник и его матушка, Татьяна Васильевна, содержали храм на деньги, вырученные от продажи яблок. Отец матушки был известным на всю область садоводом, которому принадлежали пять гектаров яблоневых садов. «Мы там трудились, — вспоминает батюшка, — этим и жили. Яблок десятками тонн собирали, с одной яблони до полтонны антоновки, сдавали их машинами».
5. Так прошло двадцать лет. В это время в Печерах умер отец Петр, настоятель церкви Святой великомученицы Варвары, приходского храма сету — православной этнической группы эстонцев. И отец Евгений, как знающий эстонский язык богослужения, с февраля 1975 начал трудиться в этом храме. И служил до последних дней своей жизни. За усердное многолетнее служение батюшка был награжден орденом Святого князя Владимира, а к 75-летию со дня рождения и 50-летию служения в священном сане награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского третьей степени... В этом году, 16 января старейший священник Псковской епархии, протоиерей Евгений Пелешев, на 91 году жизни отошел ко Господу.
6. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с воспоминаниями отца Евгения, повествующих о коротком периоде его послушнической жизни в Псково-Печерском монастыре. Свой рассказ батюшка предваряет такими словами: «Различными путями приводит нас к Себе Господь. И хоть всем нам дана в земной жизни единая цель - спасение своей души, - но как порой различны способы достижения этой цели! К тому же наши собственные замыслы о своей судьбе редко совпадают с высшим Промыслом и неисповедимыми судьбами Божиими. Иной собирается до скончания века жить в миру, а минул год-другой - глядишь, он уже где-то в монастыре спасается. А иной с юных лет в послушниках, да так и не станет монахом...
7. Вот и я, грешный, - пишет отец Евгений, - бывший послушник благословенной Псково-Печерской обители, не сподобился принять иноческого образа, а прожил жизнь белым приходским священником. Но что было, то было, и молодые послушнические годы не выкинешь из сердца. Снова встает передо мной то послевоенное скудное время, те труды, посты и молитвы, а порою чего тут греха таить! - и наши юношеские шалости. Но если уж начал рассказывать, то расскажу, что помню, все по порядку». И вот батюшка начинает вспоминать, как он в конце марта, на Крестопоклонной неделе пришел пешком в обитель, преодолев 250 верст за пять дней. Как вспоминает автор, Печерская обитель предстала перед ним в печальном виде.
8. «Куда ни глянь – всюду незалеченные раны войны», - отмечает он в первых строках своих воспоминаниях и подробно описывает, как выглядел монастырь в то время. Но, как отмечает отец Евгений, они, несмотря на разруху, на бедное и голодное время, послушники обители «жили не тужили, в поте лица всяк день с утра до вечера трудились». О буднях и праздниках, о радостях и трудностях, об отцах и братии – рассказывает отец Евгений на страницах этой книги.
***
Протоиерей Евгений Пелешев, по свидетельству знавших его людей, по натуре своей был приходской священник. И может быть поэтому отцы Печерской обители не уговаривали его остаться в монастыре, когда в 1951 году он решил уйти. «Я был молод, здоров, силен, - вспоминал батюшка, - успевал везде и всюду. Проще и легче было сказать, какие послушания я не выполнял: был и шофером, и звонарем, и трапезником, и иподиаконом, и пономарем, и мотористом, и косарем, и жнецом, и чтецом, и сторожем, и даже - как знающий русский и эстонский языки - проводником в пещерах...» Всё это впоследствии пригодилось ему, и об этом отец Евгений рассказывает в своей книге. По словам издателей, эта книга более полно раскроет для православного читателя образ монастырской жизни в ее трудовой повседневности, с ее нуждами и скорбями, с ее радостями и утешениями.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!