У книжной полки. Протоиерей Андрей Ткачев. "Папа сможет?"

19 июня 2020 г.

Ежегодно в третье воскресение июня в России и многих других странах отмечается День отца. В современном мире, когда мы говорим о воспитании детей, отцу зачастую отводится роль второго плана. Не так было в древние времена, когда семья мыслилась как «малая Церковь», а муж являлся главой семьи, а мужу главой был Христос. Об этом говорил и апостол Павел в своем послании Коринфянам. Однако после долгих лет гонений на Церковь не многие из нас знают, что такое христианская семья, и не все видят в образе отца земного образ Отца Небесного, образ «любви, готовой на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью». О христианском воспитании в семье и о многом другом говорит протоиерей Андрей Ткачёв со страниц своей новой книги. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Папа сможет?»

***

1. В новой книге известного миссионера и публициста протоиерея Андрея Ткачёва собраны его беседы о воспитании и образовании детей, о роли отца и матери и об иерархии ценностей в семье. Автор, отвечая на вопросы матерей, которые посвящены воспитанию, говорит о том, что мало родить ребенка, главное — воспитать его человеком. «Начинать воспитание, - говорит он, - нужно с вечных нравственных ценностей, которые послужат фундаментом и для дальнейшей христианской жизни». Ребенок не становится христианином автоматически, если родился в православной семье. Не становится христианином, если его водят в храм и причащают. По мнению отца Андрея, «необходимо вернуться к воспитанию в детях основных качеств, которыми должны обладать настоящий мужчина и настоящая женщина до брака и в браке. И обращаться нужно к опыту прошлых поколений, к опыту здравого смысла, к пониманию сути человека».

2. Говоря о роли отца в семье, отец Андрей отмечает, что раньше у мужчин было три задачи: научить ребенка читать священные книги, молиться Богу и передать ему какую-то профессию. И образ настоящего отца, каких сейчас очень не хватает, автор видит в праведном Иосифе Обручнике. Его Иисус Христос, будучи сначала маленьким, потом уже подросшим, отроком, юношей, молодым мужчиной, называл папой. Праведный Иосиф, - говорит автор, – «пример настоящего мужчины. Он работал и учил работать своего Сына приемного, Небесного Сына Небесного Отца, Сына Божиего, он сам молился и учил Сына молиться, он сам изучал Божие слово и учил Сына Божиего читать и изучать Божие слово. Представляете? Это – три главные задачи мужчины. Если он этого не делает и даже не хочет научиться, то он дезертир и преступник».

3. По словам отца Андрея, святой праведный Иосиф выполнял функции воспитателя по отношению к Иисусу Христу, и он дает нам пример того, что каждый мужчина должен делать по отношению к своим детям. Но, - как отмечает автор, - теперь картина изменилась. В церковь отцы не ходят, не молятся, детей ничему не учат. У них есть свои интересы: гараж, рыбалка, футбол, пивная. И даже такая простейшая вещь, как нормальный земной отец, стала для ребенка редкостью. По мнению автора, такие народы долго не живут. Эту ситуацию надо исправлять, причем мужчинам самим. Мужчина должен быть учителем обязательно! Если мужчина не учит, сам не учится и других не учит, то женщина этот вакуум не заполнит. Об этом вновь и вновь напоминает автор современным отцам в своих проповедях и со страниц этой книги.

4. Еще отец Андрей говорит о том, что многие проблемы христианского воспитания в современном обществе возникают от того, что мало кто из современных родителей имеет опыт христианского детства. В книге мы читаем: «Подавляющее число людей не имеет опыта христианского детства, христианского подросткового периода и христианской юности. Как правило, эти периоды жизни были прожиты без Христа, без Церкви, без христианского воспитания. Мы даже не знаем, как себя вести в детстве по-христиански. Потому что мы пришли к Богу уже в грехах своих, нося на себе шрамы прожитой жизни. С покаянием пришли уже в зрелом возрасте зализывать раны. А потом мы хотим, чтобы дети наши избежали наших ошибок, чтобы они были о-го-го какие, потому что мы были ох-ох-ох какие. Мы теперь не знаем, как к этому приступить».

5. Конечно работа, которая проводится с детьми на приходах, забота родителей по организации досуга детей, запись их в кружки и секции, семейные походы — все это приносит пользу, просто результат не такой, какой хотелось бы. Это потому, считает отец Андрей, что сегодня против человека объявлена настоящая война. «То есть с человеком воюют двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. А мы пытаемся вылечить и спасти человека за два часа в неделю в течение воскресенья и, может, еще часик потом, на внеклассной или внеслужебной работе. Мало это, несопоставимая доля. Враг воевать не перестает, а мы едва-едва успеваем зализывать свои свежие раны и залечиваться». Мы не знаем, как спасти детей от этих опасностей. «У нас просто нет этого опыта. В нашем детстве не было таких угроз, которые есть сегодня».

6. «Мы сейчас живем в информационном времени. Раньше какой-нибудь небольшой текст на папиросной бумаге или книжка самиздатовская могли для человека быть сокровищем. А сейчас он погружен в такое море информации, и я, - пишет автор, - не удивлюсь, если у детей упадет способность к запоминанию и исчезнет способность к анализу информации. Они просто плавают в море информации…» «Но именно при таком раскладе человеку и угрожает возможность не прочитать ничего дельного, не услышать ничего красивого, не узнать ничего истинного». По мнению отца Андрея, «лишь только человек, переживший боль, имеющий опыт страданий, поражений, борьбы, способен отшелушить от себя все наносное, случайное и смотреть на мир умным и неторопливым взором.

7. Но все это касается взрослых. А дети? Не ждать же нам, когда они поумнеют через беду? Да и несносно родительскому сердцу думать, что иначе как через боль дети его ума не наберутся. Тогда, - говорит автор, - нужно постараться дать человеку ориентиры и критерии. По сути это то, о чем писал Маяковский в своем «советском Добротолюбии» – «Что такое хорошо и что такое плохо». Там он дает устами папы маленькому человеку простейшие и твердые нравственные ориентиры. Нам, - отмечает отец Андрей, предстоит подумать, как такие ориентиры дать в отношении искусства и всякой иной информации. Мы не спасем ничьи уши и глаза, в том числе и свои собственные, от потоков информационного мусора. Но мы обязаны помочь человеку воспитать вкус. Это одна из наших задач, господа родители, педагоги, духовники и отцы нации, - заключает священник.

***

Как всегда, в рамках нашей программы мы смогла вкратце рассказать лишь о некоторых разделах этой книги, в которой собраны беседы отца Андрея Ткачева о воспитании и образовании детей, о роли отца и матери и об иерархии ценностей в семье. Кроме того, что уже было сказано, автор говорит о вечной проблеме -взаимоотношениях отцов и детей, говорит о проблемных детях (кто виноват и что делать?), говорит о детских болезнях (почему и за что с ранних лет страдают дети?), рассматривает воспитание, образование в целом и отвечает на вопросы об элитном воспитании. Говорит автор и о воспитании взрослых. А что именно? Вы узнаете, прочитав эту книгу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​