Многим из нас известно такое русское выражение — «без царя в голове». До революции в русской истории и культуре царь занимал особое положение. Он был не просто правителем, но и символом высшего порядка, власти и мудрости. А еще это выражение означает отсутствие в человеке нравственного стержня и главной жизненной цели. Оно может относиться и к целому обществу - к народу, теряющему нравственные и духовные ориентиры вследствие утраты веры в Бога. Это и произошло в начале 20 века, когда русские люди, утратив веру, свергли царя. Почему это случилось, что стало причиной крушения православной монархии в России? Какие лжепророки определили 20 и 21 век? Об этом и многом другом размышляет протоиерей Александр Шаргунов в книге «Без царя: Православная монархия и "новый мировой порядок"».
***
1. Книга «Без царя», вышедшая в свет в издательстве «Отчий Дом», перекликается с предыдущей книгой отца Александра «Царь», опубликованной ранее издательством Сретенского монастыря в 2018 году. Царская тема – одна из главных в творчестве отца Александра. Батюшка регулярно выступает с проповедями о святых царственных страстотерпцах на православном радио «Радонеж», отвечает на письма читателей на страницах журнала «Русский Дом», является составителем нескольких сборников «Чудеса царственных мучеников». Вот и в книге «Царь» автор говорит о роли монархии в судьбе России, об исповедническом пути последнего российского императора и членов августейшей семьи, о чудесах, являемых по молитвам к царственным мученикам.
2. Как отмечает сам автор, книга «Царь» была посвящена главным образом многочисленным чудесам по молитвам святого царя Николая. Эти свидетельства о чудесах публиковались отцом Александром еще до канонизации царственных страстотерпцев в пяти сборниках, которые потом были объединены в двухтомник. А начало всему положила большая статья в «Литературной газете» (с полуторамиллионным тиражом) в 1989 году о великой княгине Елизавете Федоровне и о последнем русском царе, расстрелянном в доме Ипатьева вместе со своей семьей. В ней между прочим говорилось, что в Церкви обсуждается вопрос об их прославлении. При существовавшей еще советской власти такая тема не могла не привлечь внимания многих читателей.
3. Почему столько сборников содержали в себе исключительно свидетельства о чудесах? В то время, после десятков лет государственного атеизма, многие потянулись к Церкви. И живые свидетельства больше воздействовали на сердца людей, чем отвлеченное богословие. Царственные страстотерпцы столь глубоко приобщились подвигу Спасителя, что сами эти чудеса становились проповедью Креста Христова, потому что исходили от Креста. А что могло быть нужнее и утешительнее для Церкви накануне ее новых крестных испытаний, которые начинали открываться в необъявленной войне против заповедей Божиих в девяностые годы прошлого века?
4. А эта новая книга является итогом многолетней и кропотливой работы. Тема царского креста, по словам автора, раскрывается в ней главным образом через противопоставление строящегося «нового мирового порядка» христианской государственности и христианской нравственности. Речь идет не только о том, чему мы являемся свидетелями сегодня, но и о том, как в течение веков подготавливалась утрата здравых ориентиров. И о том, как лозунги «Пролетарии всех стран, объединяйтесь» и «Мы наш, мы новый мир построим» через несколько десятков лет станут призывом к отмене каких бы то ни было ограничений. Отсюда и столь неожиданный подзаголовок книги: «Православная монархия и “новый мировой порядок»». Церковь учит нас о тайне благочестия, когда жизнь по заповедям Божиим - норма. А тайна беззакония утверждает грех как норму.
5. Как отмечает отец Александр, страшен грех, но несравненно страшнее соблазнить другого на грех. В Евангелии говорится, что лучше было бы тому человеку не родиться (Мк. 14, 21). Эти слова можно отнести к первой части этой книги. В ней говорится о лжепророках, коими являлись Ницше, Карл Маркс, Фрейд, Макиавелли. Автор рассказывает о том, какое разрушающее действие оказали эти деятели на миллионы душ человеческих, сколько людей они отвели от веры и от Церкви, лишив их вечного спасения. И конечно, не безвредными оказались они для многих из тех, кто устоял в вере. И всё же, и это Господь обращает «любящим» Его «во благо». А каким образом, автор говорит далее на страницах книги.
6. В этой же главе отец Александр говорит о глобализации и «новой свободе», о тоталитаризме прозрачности, о гностицизме, атеизме и нехристианских религиях. Рассматривает причины крушения православной монархии в России, Великой отечественной войны, октябрьских событий 1993 года, специальной военной операции. А что ещё ждёт человечество впереди. Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. Мы, отмечает автор, должны понять, что история мира, история Церкви, жизнь христианских общин и наша личная судьба не может быть исполнена благополучия и покоя. Нормально, что наша вера подвергается испытаниям. От этого, если мы действительно ищем прежде всего Христа, она только обретает крепость.
7. Но что делать, если видишь, что силы зла берут все большую власть над миром? Как устоять в верности Господу, когда времена становятся особенно тяжкими? Самое главное, по словам автора, мы не должны забывать, что Господь всегда рядом с нами. А что еще, об этом читайте в первой части издания. Далее, как говорит автор, есть в Писании другое слово: Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 19-20). Это, по словам автора, эпиграф ко второй части книги. Что сказать о соблазнении не одного, а многих? И о сохранении в исповедании истины не одного, а неисчислимого множества?
8. Говоря о православном царе, мы должны помнить, что по толкованию святых отцов удерживающий беспрепятственное развитие зла — это благодать Духа Святого в Церкви и законная государственная власть. Так велико значение, которое они придают государственной власти, тем более христианской. К этому, по словам автора, нельзя не добавить, что в служении царя Николая Второго не было разрыва между личным христианским долгом и долгом правителя. Он не просто христианин - он православный царь, помазанник Божий. И он, по словам автора, явил на небывалой высоте тайну Креста Христова и тайну того, что имя Христа — любовь. Эта высота Креста — заповедь о любви.
***
Книга «Без царя», по словам писателя Николая Кокухина, «отвечает на многие злободневные вопросы, которые стоят на повестке дня и которые волнуют неравнодушных христиан: почему погибла российская православная монархия и может ли она восстановиться, показывает истоки мирового зла, вскрывает суть «тайны беззакония», рисует истинное, неискаженное лицо нашего Государя Императора Николая II, его преданность своему народу, а главное, своему Создателю, раскрывает тайну Креста. Сейчас, когда идет борьба за спасение нашей Родины, борьба не на жизнь, а на смерть, когда важно каждое слово, несущее правду, труд известного пастыря, проповедника и миссионера особенно востребован. Он, без сомнения, поможет духовному прозрению русских людей, пробудит у них желание лучше узнать и полюбить нашего благочестивого царя страстотерпца».
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!