Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Ее автор - Павел Владимирович Кузенков - известный византолог, доцент МГУ, преподаватель Сретенской семинарии. Это уже не первая книга Павла Владимировича, в которой на основе творений прп. Максима Исповедника излагается мысль святого отца более простым языком, понятным для наших современников. Ранее в нашей программе была представлена книга - «Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника». В ней излагалось учение о мире и человеке этого одного из величайших христианских философов и богословов ранневизантийской эпохи.
Эта книга также построена на творениях византийского богослова, отдавшего жизнь делу борьбы за чистоту православия. На страницах издания автор раскрывает учение о человеческой воле и ее соотношении с Божественным Промыслом, разработанное в православной святоотеческой мысли. По словам автора, суть христианского учения о свободе, разработанного в трудах преподобного Максима Исповедника и других отцов Церкви, можно выразить следующим образом. Мир создан согласно Промыслу Бога, запечатленному в малых логосах — разумных основаниях чувственного мира. Логосы пронизывают мироздание и реализуются в его движении различными путями — тропосами.
Человек сотворен по образу и подобию Бога как посредник между Богом и миром и наделен свободой воли. Высшее предназначение этой свободы — осознанное следование Промыслу. Но эта же свобода предоставляет возможность своеволия, что и привело человечество к отпадению от Бога и утрате первоначального блаженного состояния. Отклонение человека от его естественного пути привело к искривлению бытия всего мироздания, в которое проникло зло. Свободная воля человека стала неустойчивой и склонной идти против логоса своей природы, уходя прочь от Бога — к небытию. Источником зла являются неестественные желания: природа, сотворенная Богом, всегда направлена к благу, то есть соответствует Промыслу. Зло порождает собственное мнение человека, которое начинает влиять на его самостоятельный выбор «между добром и злом».
Сам по себе этот выбор является неестественным для разумного существа: нет никакого смысла избирать зло, если можно избрать благо. Но естественный разум человека затемнен его собственными измышлениями (помыслами), которые заставляют его принимать зло за добро. Поэтому человек часто находится в недоумении, выбирая между целями, которые кажутся ему привлекательными. Этот-то выбор и принято называть «свободой воли». Но по сути, как отмечает автор, ни о какой свободе здесь речи нет. Скорее наоборот. Не обладая духовным зрением, человек ориентируется на внешние, ощутимые чувствами свойства вещей и в итоге попадает в зависимость от внешних форм или даже от чувств и эмоций.
Эта зависимость, пристрастие лишает человека возможности мыслить и действовать в полном смысле слова разумно. Поэтому такое состояние правильнее назвать не свободой, а порабощением. Только очищение от чувственных страстей, открывающее в человеке духовное зрение, возвращает ему способность видеть пути Промысла и освобождает для движения к истинному Благу. Суть греха заключается не в том, что человек совершает ошибки. Грех — это сознательное, добровольное предпочтение человеком своего личного выбора, основанного на превратном представлении о благе. По убеждению преподобного Максима Исповедника, корни этого лежат в обособлении человека от Бога и разрушении предзаданного в творении принципа единства и гармонии мироздания.
Но, по словам автора, и после грехопадения человеческая природа осталась благой в своем логосе и сохранила возможность свободного выбора подлинного блага. И поскольку зло есть следствие личной воли человека, искоренение зла возможно только через добровольное исправление. Поэтому Бог не принуждает к добру, но дарует человеку различные указания о пути Промысла и ждет от него искреннего обращения к Себе. Как отмечает автор, проблему соотношения Божественной и человеческой воли во всей остроте выявили обстоятельства Страстей Христовых, описанные в Евангелиях. Слова из Гефсиманского моления: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42) - с предельной ясностью показывают, что даже Богочеловек Христос имел воление, не тождественное воле Бога Отца, но добровольно подчинился Промыслу.
На осмысление этого, казалось бы, очевидного тезиса ушло более шести столетий, и его закрепление в качестве православного догмата было достигнуто благодаря подвижническим трудам преподобного Максима Исповедника. Он показал, что воление характеризует действие не отдельного лица (ипостаси), но всей природы. Поскольку Христос был по природе и Бог, и человек, Он обладал и двумя природными волениями. Гефсиманское моление свидетельствует, что как человек Он вовсе не желал смерти, но как Сын Божий обладал тождественным с Отцом пониманием Промысла. Путь, указанный Христом, — добровольное и осознанное подчинение человеческих желаний воле Божией — и есть универсальный путь спасения.
Учение о двух волениях Христа, разработанное Максимом Исповедником и принятое на VI Вселенском Соборе в 681 году, имеет огромное значение для понимания сути и предназначения свободы человека. Если безгрешный Христос обладал человеческим волением, точно таким же, каким обладаем и все мы, значит грех коренится вовсе не в естественных желаниях человека. Это разрушало теории всех тех мыслителей, кто видел источник зла в человеческом теле. Тогда где же коренится грех? В поисках ответа на этот вопрос преподобный Максим провел глубокое исследование и пришел к соответствующим выводам. А каким именно, читайте на страницах этой книги.
***
Эта книга посвящена популярному раскрытию учения преподобного Максима о свободной воле и предопределении, которое стало синтезом предшествующей святоотеческой традиции. Тексты Максима Исповедника сложны даже для специалистов, поэтому автор книги попытался передать его основные тезисы в максимально обобщенном и структурированном виде. Для желающих более глубоко погрузиться в тему и знатоков древнегреческого языка в Хрестоматии предлагаются развернутые цитаты из древних текстов. Книга снабжена кратким терминологическим словарем и указателем. Издание адресовано студентам и преподавателям теологических и философских дисциплин, а также всем интересующимся проблемами выбора жизненного пути, свободы и необходимости, добра и зла.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!