У книжной полки. Приношение христианам последних времен. Из творений святителя Игнатия (Брянчанинова)

13 января 2025 г.

Не так давно мы говорили о книге, составленной по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) «Утешение в болезни и смерти», в которую вошли слова подкрепления для тех, кто находится на одре болезни или потерял близкого человека. А сегодня мы представляем сборник по трудам святителя на тему, которая для современных христиан весьма актуальна: последние времена и кончина мира. Из книги читатель узнает о признаках последнего времени, найдет указание на причину прихода антихриста и на состояние христианства данного периода. Самое же главное, что дает понять святитель Игнатий, - какими средствами можно будет избежать прельщения и не отречься от Христа. Эти и многие другие вопросы раскрыты в книге «Приношение христианам на последние времена», о которой мы и расскажем далее в программе.

***

1. Начинается сборник с размышлений святителя Игнатия о вреде привязанности к миру, которое и есть, как считает святой, основание для принятия антихриста. «Словом «мир», - как поясняет архипастырь, - обозначаются те, кто проводит греховное, противное воле Божией жительство, живут для времени, а не для вечности». Такое состояние людей было причиной, по которой они распяли Христа, и оно же будет причиной принятия антихриста. «Миролюбцы, - говорит святитель, - во время земной жизни Богочеловека, навершили свои злодеяния отвержением Христа и богоубийством, а в последние времена навершат принятием антихриста и воздаянием ему божеской чести».

2. По словам святителя, привязанность к земле сделает людей совершенно не способными к духовному: «они займутся исключительно устройством земли, как бы она была вечным жилищем их: они забудут вечность, как бы несуществующую, забудут Бога, отступят от Него». Удивительно, как эти пророческие слова святителя похожи на нашу действительность. Все старания современного человека направлены на внешнее благоустройство и поиск средств для его приобретения, а никак ни на искание Бога и вечных нетленных благ. «Признаком кончины мира и близости Второго Пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие, - пишет владыка Игнатий. - Обильное земное преуспеяние и огромные земные предприятия выставлены словом Божиим в признак последнего времени и созревшей греховности человечества».

3. Но святитель называет такое направление безумием, потому как «мы сотворены для вечности, что на земле мы самые кратковременные странники, что, по этой причине, заботы наши о вечности должны быть главными и наибольшими, а заботы о земле должны быть очень умеренными?» И именно забвение человечеством цели и назначения своего создания, будет причиной для прекращения существования этого мира. «К чему существовать долее миру, - пишет Владыка Игнатий, - когда человечество утратит цель, ради которой было создано, и изберет цель самопроизвольную, цель, лишенную смысла?». То есть конец времен наступит по той причине, что спасающихся почти не останется. По общему мнению святых отцов, в том числе и святителя Игнатия, в последние времена оскудение веры произойдет и в среде христиан.

4. Святитель, ссылаясь на слова апостола Павла, пишет, что приидет отступление прежде, а потом, как следствие - откроется человек беззакония, сын погибели, который дерзнет назвать себя обетованным Мессиею и потребует себе божеского поклонения. «Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие», говорит святитель. Новым Израилем он называет нас, православных христиан. Тем самым указывая, что среди христиан вера останется только внешней, формальной. «Отступление будет так обширно, что за умножение беззакония иссякнет любы многих». Это значит, что греховные соблазны и примеры так умножатся, что увлекут в греховную жизнь бесчисленное множество людей, в том числе и верующих. «Вера во Христа едва будет существовать, как возвестил Сам Господь. Вещественные временные занятия и наслаждения привлекут к себе всецело внимание человечества».

5. Отступление, о котором пишет святитель происходит постепенно и как видно началось уже давно. Еще современное ему христианство находилось с точки зрения духовной, в весьма бедственном состоянии. Совсем не случайно он писал, что «живем в трудное время! Оскуде преподобный от земли! умалилось понятие о добродетелях христианских». Не говорю уже, - отмечает святитель, -как умалилось, почти уничтожилось, исполнение их на самом деле; развилась жизнь вещественная; исчезает жизнь духовная; наслаждения и попечения телесные пожирают все время; некогда даже вспомнить о Боге». В другом месте он пишет, что «время наше - время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестии». Если так было уже во времена святителя, то тем более в наше время число верующих во Христа и живущих по Его святым заповедям становится все меньше.

6. Всегда в трудной ситуации верующий человек прибегает к молитве, а тем более в это сложное с духовной точки зрения время потребуется усиленная молитва. И «Господь заповедал бдеть и молиться с особенным тщанием в эти лютые времена», — пишет святитель. Потому что никакие человеческие средства тогда не помогут, так сильны будут скорби того времени. И только всесильная благодать Божия сможет поддержать в это поистине страшное время. Время это будет трудным не только потому что число христиан будет очень мало, и они будут в презрении, но и потому что почти не останется тех, кто бы наставил их на путь спасения. Ибо как пишет святитель «в последние времена тесный путь оставится почти всеми, почти все пойдут по широкому». Но «желающий спастись непременно должен держаться тесного пути, положительно завещанного Спасителем».

7. Под тесным путем святые отцы всегда понимали путь очищения сердца от греха посредством исполнения евангельских заповедей. Поэтому святитель советует «оставить плотскую и греховную жизнь, потом посредством покаяния и жительства по евангельским заповедям очистить и украсить душевный храм». Потому что «в сердце, которое не ограждено и не запечатлено памятованием Бога и страхом Божиим, удобно входят все страсти; в него входит нравственный мрак, в него входит неведение Бога». И конечно, такой человек будет не способен противится соблазнам и искушениям, которые придут перед кончиной мира.

8. Признаки последнего времени, о которых пишет святитель Игнатий, проявляются в наше время все более и более. Этот сборник поможет нынешним христианам укрепиться в вере, а также научит видеть и понимать времена и события, как их объяснили святые отцы. И, опираясь на эти знания, совершить «свое спасение с верностью святой истине, — и среди мира … пройти к Богу по стезе узкой послушания Церкви и святым отцам», как учит этому святитель Игнатий. Тогда и Господь по великой Своей милости, дарует нам, как работникам 11-го часа известной евангельской притчи, обещанную награду наравне с теми, кто трудился весь день: спасение и жизнь вечную.

***

В заключение добавим, что сборник «Приношение христианам на последние времена» был составлен с целью помочь желающим спастись, духовно подготовиться к страшным временам, чтобы правильно понимать происходящие события, и быть способными определить приближение этого времени. А главное не отречься от Христа и не принять вместо Него сына беззакония — антихриста. Издатели надеются, что внимательный читатель воспользуется этим даром — учением святителя Игнатия о последних временах, для своего спасения. В приложении к книге читатель найдет статью из полного собрания творений святителя, где объясняется как с большей пользой изучать труды святого отца Церкви.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X