У книжной полки. Преподобный Силуан Афонский. Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

24 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В настоящее время трудно найти в России такого православного человека, который бы никогда и ничего не слышал о старце Силуане - выдающемся духовном подвижнике 20 века. Его жизнь и учение с полным правом можно назвать «энциклопедией православной аскетики». Русский инок преподобный Силуан подвизался на Греческой земле и был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом, но он не стал ни чужим, ни дальним для Русской Церкви. Как только у нас стали известны творения и житие старца Силуана, он сделался одним из любимейших святых русского народа. И сегодня, в день, когда Святая Церковь празднует память этого святого, мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая так и называется – «Преподобный Силуан Афонский».

***

1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница. Она основана на проповеди митрополита Омского и Таврического Владимира, которая была сказана в день памяти преподобного Силуана Афонского. Раскрывая историю жизни святого отца, Владыка отмечает, что «Всемилостивый Бог всегда рядом с человеком. Мы не видим Его только потому, что сердца наши слепы. Нечистота падшего, искаженного, тленного мира помрачает очи нашей души, так что лишь изредка, словно бы на огромном расстоянии ощущаем мы лучи Божественной Любви. Мы занимаемся тленными пустяками, забывая о бессмертной своей душе. Преподобный Силуан Афонский на собственном опыте узнал, какую радость и веселье дарует Божественная благодать, еще на земле своими глазами видел он Господа и Спасителя своего. Он сумел преодолеть слепоту падшего мира, и зрению его открылось Горнее Царство».

2. По словам митрополита Владимира, историю жития святого Силуана на мирском языке можно назвать романом души с Богом. Но в отличие от земных романов искренняя любовь к Всевышнему никогда не бывает несчастной. Однако труден, подчас мучителен путь боголюбивой человеческой души к Господу своему. Бог – пречист, а все люди, все без исключения – существа падшие. Адамово грехопадение коснулось не одних наших прародителей, но исказило саму природу человеческую, и в каждом из людей таятся нечистые семена первородного греха. Любящий Бога огнем этой любви выжигает в себе нечистоту, а это бывает трудно и больно. Но если любовь искренняя – Сам Всевышний помогает Боголюбцу.

3. Не одним разумом, - отмечает Владыка, - а всем существом постигает боголюбивый человек необходимость исполнений заповедей Христовых в их полноте и взращивает в своем сердце все соцветие добродетелей – от покаяния и смирения до любви к врагам и молитвы за весь мир. «Чем совершеннее любовь, тем святее жизнь», – утверждал преподобный Силуан. В творениях старца высочайшая из добродетелей – любовь к Богу – выступает с такою яркостью, открытостью, откровенностью, какая редко встречается в высказываниях святых отцов. По словам Владыки, свидетельство Божественной Любви, принесенное святым Силуаном Афонским, особенно дорого нам, потому что провозглашено в нашем, истерзанном ненавистью 20 веке.

4. Духовный сын и жизнеописатель старца Силуана архимандрит Софроний (Сахаров) замечает: «За девятнадцать веков христианской истории прошли целые сонмы свидетелей Божественной Любви, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди нас, христиан, – желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогаем мы в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в нашем сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры».

5. Как говорится в книге, в миру святой Силуан звался Симеоном, то есть носил обычнейшее простонародное русское имя – Семен. По происхождению он был простец из простецов, родился в крестьянской семье. Отец его, хоть и посылал сына в школу, сам не умел ни читать, ни писать, даже молитву Отче наш, выученную им по слуху в храме, выговаривал с ошибкой: говорил днесть вместо днесь. Однако от безграмотного отца своего будущий подвижник Афонский получил такие уроки христианской любви, жизни и христианской мудрости, какие невозможно почерпнуть из наук и философии. В образе Ивана Антонова, отца преподобного Силуана, мы видим, как высока была «сермяжная и лапотная», крестьянская Святая Русь.

6. Вспоминая о своей юности, старец Силуан говорил: «Я в меру своего отца не пришел». Афонский схимонах, аскет, закаленный тягчайшими подвигами поста и молитвы, духоносец и боговидец, он признавал, что «не пришел в меру», то есть не достиг духовной высоты неграмотного землепашца, среди простых трудов и забот смиренно исполнявшего заповеди Христовы. О своем отце старец рассказывает: «Он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий... Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он мне говорит: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит; а кто ворует, стало быть, у него нужда есть». Я, бывало, ему скажу: «Ты подаешь много милостыни, а вот там лучше нас живут, а дают меньше», а он мне скажет: «Э, сынок, Господь нам даст». И Господь не посрамил надежды его»

7. Духовной мерой простеца Ивана Антонова, к достижению которой путем иноческих подвигов стремился его великий сын, являлось смирение. «Вся наша брань за то, чтобы смирить себя. Враги наши пали гордостью, и нас туда же влекут», – говорит преподобный Силуан. И это он испытал на собственном примере. Как свидетельствует его житие, по прибытии на Афон для новоначального инока Силуана началась страшная внутренняя битва, которую он определил впоследствии именно как: ВОЙНА ЗА СМИРЕНИЕ. Эта духовная брань длилась пятнадцать лет. Но когда были пройдены все испытания, смирение привело его к совершенству, к святости – и тогда он понял, как прост может быть путь человека к Небесному Отцу.

8. Возрастая в смирении, преподобный Силуан возрастал в Божественной Любви. Смирившийся подвижник обрел чистую молитву, никакие лукавые помыслы уже не смущали его; он стал духоносцем, живым храмом Господним – и силы зла уже не дерзали приближаться к нему. В чистом боголюбии познал святой Силуан истинную жизнь человеческой души – в бесконечной, бессмертной, неисчерпаемой радости. Более подробно о его жизни и духовных подвигах рассказывает эта книга.

***

Понять смысл молитвенного подвига не в состоянии те, чей разум приземлен и прикован к грубо-материальному, кто для объяснения всех событий ищет экономические причины, потому что не способен понять духовные основы мироздания. Но люди духовно зрячие знают: как только на земле иссякнет праведность – этот мир погибнет. А пока есть богатыри духа, любвеобильные святые молитвенники за весь мир, чьим заступничеством пред Всевышним держится этот мир, - мы, немощные, поныне «живем и движемся и есть». В числе таких великих молитвенников и преподобный Силуан Афонский, которому посвящена эта книга.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​