У книжной полки. Преображение Господне. Вход Господа в Иерусалим. Митрополит Вениамин (Федченков)

19 августа 2022 г.

По словам преподобного Феодора Студита, «все праздники Господни приводят нам на память тайны пришествия во плоти и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. Именно как Он родился и крестился, был распят и погребен, воскрес в третий день и вознесся во славе. Но праздник славного Его Преображения открывает и преобразует состояние будущего века».  Митрополит Вениамин (Федченков) называл Преображение «праздником Царства Славы, Царства Божия». Ведь Царство Божие, проявившееся в силе, по мнению владыки, - и есть слава, блаженство, прославление, преображение, Царство в Преобразившемся Христе. Описание двух двунадесятых праздников, и в частности Преображения, вошло в книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию.

***

1. Эта книга святителя Вениамина (Федченкова) называется - «Преображение Господне. Вход Господа в Иерусалим». Она вышла в свет в издательстве «Правило веры» в составе 9-томного издания сочинений Владыки, публикация которого была подготовлена к 130-летию со дня рождения знаменитого архипастыря. В книге читатели найдут объяснение двух двунадесятых праздников, говоря о которых, автор по традиции опирается на богослужебные тексты. Описывая свои ощущения, митрополит Вениамин вчувствуется в особую благодать, присущую данному событию, и заражает читателей настроением, царящим в праздничной службе. Описание каждого праздника завершается проповедями святых отцов, и этим как бы освещаются разные грани празднуемого события.

2. Сегодня, слава Богу, церковная жизнь возрождается. Но многие люди не имеют ясного понятия о том, что происходит в церкви, каков смысл тех или иных таинств и служб. Не понимают порой даже те, кто постоянно посещает богослужения. Между тем понимание это совершенно необходимо для нашей духовной жизни. Богослужение - это тоже богословие, потому что основано на духовном опыте, а духовный опыт дается более всего в молитве. Необходимость толкования богослужения очевидна. Оно, по выражению архимандрита Киприана Керна, подводит верующего к познанию «великой тайны благочестия - воплощения Божия Слова нашего ради спасения, воскресения, преображения».

3. Как отмечают издатели, владыка Вениамин придавал огромное значение богослужебным текстам праздников. Стихиры, тропари, кондаки и в особенности каноны - самые развернутые виды церковных песнопений - являются источником вероучения наряду со Священным Писанием. Написанные святыми отцами, проверенные Церковью Божией в течение тысячелетий, они и сегодня поражают нас своей глубиной и оригинальностью. Творцы богослужебных текстов раскрывают события праздников как великое таинство. Поэтому митрополит Вениамин призывает вчитываться в них, углубляться, а проповедникам советует основывать на них свои слова и поучения.

4. Как уже было сказано ранее, в этот том включены описания двух праздников: Преображение Господне и Торжественный Вход Господа в Иерусалим. Называя Преображение «праздником Царства Славы», владыка Вениамин отмечает, что в этом событии Господь впервые показал избранным ученикам славу Своего Божества. Чтобы они и возрадовались об Учителе своем, и поняли, насколько это возможно, что Иисус Христос Своей волей идет на страдание, необходимое для искупления человека. «Бог - премирно славен, - пишет автор, - и неизмеримо величественна слава Его! Это мы должны усвоить на Преображение. Из этого потом и другие последствуют настроения в богослужении.

5. Владыка Вениамин, объясняя богослужение праздника, называет Преображение страшным. И вот почему. Далее он пишет: «Много раз останавливалась моя душа на этом слове: «страшное». И мало-помалу вошло в нее ощущение страха пред величием совершившегося на Фаворе. И это было совершенно новое для меня ощущение… Может быть, и для других. Между тем такое восприятие Преображения часто отмечается в богослужебных песнопениях. Впрочем, что же говорить, если и сами апостолы от страха пали ниц?! И потребовалось им успокаивающее слово Господа: «Не бойтесь». Если уж лучшие из апостолов так встретили преображение, то что же нам?

6. Отчего же это? На этот вопрос владыка Вениамин отвечает: «Мы, теперешние люди, очень часто забываем величие Божие! Нам (какая это односторонность!) все прививали понятие о Господе, как о Любви; и притом самую эту любовь мы, по необходимости, представляем себе человекообразно, в виде чувствительной мягкости, снисходительности. Но припомним, что говорил Господь пред Своим явлением Моисею: «He может человек видеть лице Мое и жив бытии» (Исх. 33,20)». Так и Преображение Господне, по словам автора, «чрезмерно для нас! Не вынесли бы мы! – говорит владыка. - А из апостолов взяты были лишь лучшие трое! Мало того… Господь еще «щадил» учеников, зная их немощность, и потому не всю славу открыл, а лишь показал им славу Свою, якоже (сколько) можаху они (так говорится в тропаре праздника). Больше они не выдержали бы: умерли бы! Об этом поется в стихире на литии.

7. Чтобы немного приблизить читателя к пониманию этого ощущения - «страха неприступности» приблизившегося Бога, автор вспоминает одно переживание из его новоначальной монашеской жизни. «Тогда еще, - пишет Владыка, - горячо молилось… И вот однажды на вечерней молитве душа так раскрылась навстречу Богу, что, казалось, и небо готово раскрыться. И близость Бога была так ярко ощутима, что от напряжения сердце начало уже болезненно сжиматься. И я должен был прекратить молитву и сказал внутри себя Богу: «Довольно, Господи! Останови! Помилуй, пощади! Иначе не выдержу! » Я чувствовал, что сердце может не выдержать и жизнь прервется. «Не может человек видеть лице Мое и жив быти». Думается: не переживал ли нечто подобное, но лишь в высочайшей степени, святой Ефрем Сирин, который просил Господа: «Ослаби ми волны благодати Твоея!»

8. Вот так автор говорит о Преображении Господнем, которое и мы сегодня празднуем. Более подробное описание вы найдете в первой части книги. А во второй части - найдете объяснение праздника Входа Господа в Иерусалим, где владыка Вениамин также открывает читателям глубину совершающегося события. Первым делом он спрашивает у себя и у других: понимали мы доселе сущность этого праздника? как понимали? что, собственно, праздновали? чему радовались в этот праздник? Какие особенные, специальные, исключительно связанные с праздником чувства переживали? Или же не отдавали себе отчета? Задумаемся…» - говорит автор, и далее начинает подробно объяснять суть празднуемого события.

***

По словам издателей, митрополит Вениамин, укорененный в духе Православной Церкви, раскрывает нам «благодать праздника». Он внимательно рассматривает и описывает и свои мысли о значении и значимости праздника, и тексты песнопений, и свои ощущения, и отношение верующих людей - по многолетнему опыту - к происходящему в храме торжеству. Откровения Владыки удивительны. И так как они поддержаны словами богослужения, то его понимание праздника становится нашим. И мы, в доступной нам мере, начинаем чувствовать красоту церковных песнопений, постигать смысл и глубину совершаемого торжества, и в данном случае двух двунадесятых праздников - Вход Господа в Иерусалим и Преображение Господне.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать