У книжной полки. Православие как жизнь. Алексей Авдеев

4 июля 2022 г.

По словам епископа Магнитогорского и Верхнеуральского Зосимы, «представления современного человека о духовной жизни носят весьма смутный характер и наполнены многими ошибками. Пожалуй, главное заблуждение, по мнению владыки, состоит в сведении ее к исполнению только внешних предписаний и обрядов. Эта ошибка уводит верующего от понимания сути христианской жизни и не приносит плода духовного». Автор книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, «обращаясь к современному думающему человеку, дает систематизированный, грамотный материал для размышления и изменения жизни». Эта книга вышла в свет в издательстве «Алавастр» в двух частях и называется - «Православие как жизнь. О Церкви и духовной жизни».

***

1. Книга Алексея Авдеева «Православие как жизнь» доступно объясняет современному человеку основы православной христианской веры и жизни в Церкви. Путь к Богу не бывает легким. Вопросы, сомнения, недоумения возникают на этом пути. Автор объясняет простым языком сложные вещи, он помогает читателю разобраться в вопросах христианского мировоззрения, основ православной веры, жизни в Церкви, понимания духовности и нравственности. В книге последовательно изложены основы христианской веры, определяющие мировоззрение и жизнь христианина.

2. Говоря о вере человека, автор отмечает, что «во всех временах и культурах, при любом общественном строе люди рождались, взрослели, трудились, любили, заводили семью, преображали по мере своих стремлений и талантов окружающий мир и в свое время неизбежно умирали. Казалось бы, живи себе и радуйся, но на протяжении всей истории человечества главным вопросом для всех людей всегда был смысл и назначение самого человека. При этом везде и всегда люди знали, что они не ограничены этим миром, и что видимый мир не является всем тем, что существует. Мало того, он еще и не является главным.

3. Люди знали добро и зло, знали, что такое хорошо и плохо; чего нет в неразумной природе, которая просто существует по своим законам и инстинктам. Это позволяло им понять, что раз человек выделяется из окружающего мира, значит, существует что-то еще, высшее по отношению к природе, которое как творит саму природу, так и устанавливает определенные правила жизни природы и человека. Следование же этим правилам и обеспечивает не просто жизнь, но жизнь хорошую и правильную. Это показывала и совесть человека, которую можно было не слушать, но которая всегда четко демонстрировала, как именно поступает человек.

4. Идея о том, что весь мир мог случайно возникнуть сам по себе, непонятно из чего, как и зачем, является сугубо современной, чуждой всем нашим предкам. Человек, обладая разумом, вообще не мог представить себе бессмысленность и неразумность всего происходящего вокруг него. В этом его убеждала и красота, и совершенство природы, и радость многих моментов человеческой жизни. Человек знал, что он не мог прийти в мир просто так. При этом он четко осознавал, что смертен. Но если нет ничего, кроме природы, тогда смерть делает бессмысленной, обесценивает всю человеческую жизнь. Так что человек всегда был твердо уверен, что после смерти тела какая-то его часть (и часть сознательная) остается жить.

5. Понятие о некоем высшем разуме, личности, который сотворил мир, установил его законы и следит за их исполнением, то есть о Боге, не могло не возникнуть в человеческом обществе. Но самое интересное, - говорит автор, - что оно, по сути, не возникало. История и этнология не знает нерелигиозных народов. Понятие о Боге могло различаться, но верили в Него все и всегда, как все и всегда искали, или утверждали, что нашли некую связь с Ним. При этом разные народы и культуры часто видели Бога и Его план о мире и человеке (а соответственно, и их задачу) по-своему. Но, так или иначе, по словам автора, все религии, а в их числе и христианство, предлагают человеку ответы на его вопросы о Боге (как Творце и первопричине мира), об устройстве Им мира; о тех законах, которые Он в нем установил и, что наиболее актуально и значимо, о месте человека в мире, его смысле и цели, о том, что он должен делать при жизни, и что его ждет после смерти.

6. Безусловно, все эти ответы принимаются людьми через веру. О вере как состоянии души автор говорит в третьем разделе книги, и отмечает важность понимания того, что вера является неотъемлемой частью человеческой природы. Так что речь в книге сначала пойдет о христианской вере, об ответах христианства на главные вопросы человечества, о том, что эти ответы дают человеку и меняют в его жизни, и чем они отличаются от других ответов других религий. Целью этой книги является максимально краткое и доступное для современного человека изложение основ православной христианской веры, жизни в Церкви, христианского понимания духовности и нравственности человека.

7. Конечно, - как отмечает автор, - такая постановка вопроса не оригинальна. Существует множество книг, где содержится краткий свод христианского учения. Это различные законы Божии, катехизисы, учебники и труды по догматическому богословию, работы многих известных церковных миссионеров и проповедников. «Тем не менее, - говорит Алексей Авдеев, - я решился написать эту работу, столкнувшись с тем, что среди моих родственников и знакомых - большинство теоретически верующих, но практически малознакомых с православием и имеющих о нем зачастую не совсем правильное представление. Точной статистики здесь быть не может, но я полагаю, что таких чуть ли не большинство среди современных людей, называющих себя православными».

8. По словам автора, эта работа не претендует на то, чтобы стать неким катехизисом современного общества, и ни в коей мере не может заменить собой изучение Писания, творений святых отцов и серьезной богословской литературы. Тем более не ставится цель какого-либо богословского «новаторства». Автор является православным христианином и излагает именно учение Церкви. Как говорит Алексей Авдеев, он будет считать, что его цель достигнута, если прочтение этой книги приведет кого-нибудь к изучению христианского учения в уже более подробном виде. В конце книги, поэтому будет предложен список литературы (причем разных уровней сложности для восприятия) как о христианстве вообще, так и об отдельных вопросах, затронутых в книге.

***

В первой книге из серии «Православие как жизнь» говорится о том, во что верят христиане, как понимают Бога, мир вокруг и самого человека. Главный упор в содержании сделан на христианском понимании цели и смысла жизни каждого из нас. Ведь для верующих людей религия является не просто неким набором абстрактных идей в голове, а четкой и логичной системой принципов, исходя из которых каждый конкретный человек строит свою жизнь. И даже если жить по вере не очень получается, то всё равно она остается идеалом и главным критерием оценки самого себя.  

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    СЛУЖЕНИЕ ЛЮБВИ: Центр защиты семьи «Колыбель» в Екатеринбурге. Александра Цурилло

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ: о святом цесаревиче Алексии и регате его имени

  • 15 августа 2022 г. «Союз онлайн»

    ХРОНИКА ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОЛГОФЫ. Выпуск 12.

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

  • 15 августа 2022 г. Успенский пост

    Успенский пост. Наставление. Епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий

Вопросы и ответы

X
​​