У книжной полки. Протоиерей Владимир Воробьев. Повесть о святом равноапостольном князе Владимире

28 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Прошло уже более 1000 лет со дня праведной кон­чины святого равноапостольного великого князя Владимира и его сыновей — святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Но даже и теперь, через 1000 лет трудно представить и по достоинству оценить подвиг Крестителя Руси и величие святого. Подобно тому, как гонитель первых христиан, фарисей Савл превратился в первоверховного апостола — «боже­ственного Павла», в 10 веке буйный и неукротимый язычник преобразился в милосердного великого князя Владимира - Красное Солнышко, обратившего свой народ ко Христу. О нем рассказывает книга, которая вышла в свет издательстве Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется - «Повесть о святом равноапостольном князе Владимире».

***

1. Книга о святом Владимире была подготовлена издательством к празднованию 1000-летия со дня блаженной кончины великого князя, крестившего Русь и прославленного Святой Церковью в чине равноапостольного. Автором повести, пересказавшим для юных читателей историю жизни и княжения Крестителя Руси, стал протоиерей Владимир Воробьев. Традиционно, в этой книге прослеживается удивительный духовный и земной путь князя от буйного и ярого язычника до милосердного и доброго христианина. При подготовке книги были использованы цветные иллюстрации, созданные рукой современной художницы Марины Паниной. Книга адресована читателям среднего и старшего школьного возраста, но она будет интересна и взрослым читателям, которые также смогут узнать из нее много нового как о самом князе и его семье, так и нравах и обычаях того времени.

2. Для примера, обратимся к тексту и узнаем, что автор повествует об обретении князем истинной веры и его крещении. Отец Владимир пишет: «Древние летописи рассказывают, как совер­шилось обращение князя Владимира к православной вере. В то время в Византии разгорелся мятеж. Вождь мятежников Варда Фока подошел с большим войском к столице Византии Константинополю, который на Руси называли Царьградом. Император Василий не мог справиться с Вардо и стал просить русского князя о помощи, зная силу русских воинов. Послом он отправил в Киев митрополита Феофилакта. Князь Владимир ответил на просьбу греков согласием, но поставил условие: дать ему в жены царевну Анну, сестру императора. Но можно ли ца­ревну-христианку выдать замуж за дикого язычника?

3. Однако, - продолжает автор, - выхода не было, и митрополит Феофилакт согласился — дал обещание киевскому князю. Шеститысячное русское войско подавило мятеж и спасло императора. Теперь князь Владимир ждал в жены его сестру. Ждал долго, и, наконец, понял, что его обманули. Ярость, присущая ему в пору языческой жизни, охватила сердце. Как же? Он спас Византию, а вместо благодарности получил обман. И пошел он на греков войной. Достигнув Тавриды (так назывался по-гречески Крым), осадил князь, находившийся там греческий город Херсонес, а по-русски Корсунь. Там теперь стоит Севастополь. Брак с царевной Анной был его главной целью. Ведь если его женой будет родная сестра визан­тийского императора, первого среди европейских властите­ли, то он также приобретет высокое положение в Европе.

4. Как описывает далее автор, жители Херсона долго не сдавались, несмотря на жестокую осаду. Победа досталась князю Владимиру неожиданным образом: некий херсонский священник по имени Анастас пустил к шатру князя стрелу, на которой было написано, где находится подземная труба, снабжающая город пресной водой. Князь приказал перекрыть воду, и город сразу сдался. «Вот я взял славный град ваш Херсон. Если не захотите отдать мне сестру вашу Анну, сотворю Царьграду то, что сотворил Херсону, - послал сказать императору Василию и брату его Константину русский князь. Пришлось императору уговаривать сестру пожертвовать собой для спасения Константинополя. Что было делать царевне? Родные братья отдавали ее язычнику в качестве выкупа.

5. «Воля Господня да будет», - сказала царевна. – «Боже, от противящихся деснице Твоей сохрани меня. Всё ведь для Тебя возможно, - молилась она, обращая последний взор на святую Софию - главный храм Константинополя и всей Византии. В Херсонес с ней отправились епископ Михаил, священники, дьяконы, сановники императорского двора. И вот царевна со своей царской свитой сходит на берег. Ее встречает православный народ древнего византийского града, давно уже не видавший особ императорского дома. Царевну отводят во дворец, находившийся за алтарем православного храма.

6. С другой стороны храма стоит дворец князя Владимира, русские воины смотрят на идущую княгиню. Но, сам князь не смог ее встретить, потому что... вне­запно ослеп. Он был еще молод, лет двадцати шести. Вся жизнь у него впереди, и вдруг — слепота — явное наказание Божие. Что было тогда в его душе? Стал ли он думать, что боги его языческие прогневались на него за то, что он хочет оставить прежнюю веру в них? А может быть, покаяние и страх Божий впервые коснулись его сердца? По мнению автора, князь вспомнил жестокие войны, казни, насилия, совершенные им в его языческой жизни. Быть может, мысленным взором увидел он судьбу грешников, о которой рассказывал ему грек-философ? Как же теперь жить ему, слепому, дальше?

7. «Если хочешь здрав быти, святое крещение прими вскоре», - послала сказать ему царевна Анна. Наверное, она поняла, что Господь услышал ее слезную молитву и Своей всемогущей десницей направляет неукротимого князя-язычника к рождению в новую христианскую жизнь. «Если исполнится это, от сего познаю, что велик Бог христианский, - ответил князь и, призвав епископа, стал просить его о крещении. Он хотел верить в милосердного Бога, творящего чудеса, дарующего избавление страждущим, исцеляющего болящих. А на что еще мог он надеяться? Херсонский епископ крестил его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, — и в купели совершилось великое чудо — князь прозрел, как прозрел некогда апостол Павел.

8. В крещении князь Владимир получил имя Василий в честь святителя Василия Великого. Вскоре здесь же в Херсонесе совершилось венчание князя Владимира и царевны Анны. Очистившись во святом Крещении от прошлых грехов, князь родился духовно к новую, христианскую жизнь и вступил в законный, православный брак. Крестились тогда и многие воины дружины его, увидев совершившее­ся над князем чудо. Так, - отмечает автор, - бесконечно милостив Бог, так спасает нас, действуя в нашей жизни Своим неизреченным, таинственным Промыслом. И даже предательская, казалось бы, стрела священника Анастаса послужила великой победе Православия. Более подробнее о жизни святого князя рассказывает эта книга.

***

Красным Солнышком называли святого великого князя Владимира, Крестителя Руси. В нашей истории он был одной из самых значимых личностей. Православной Церковью он особо почитаем, подвиг его приравнивают к апостольскому. Поэтому его и называют – равноапостольным. Князь Владимир зажег на Руси свет Христовой истины. В 988 г. он окрестил земли русские, изменив этим весь ход русской истории. И ныне с усердной молитвой о единстве и мире мы — многочисленные чада «Отца земли Русской» от всего сердца взываем: «Святой равноапостольный княже Владимире, моли Бога о нас!»

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​