***
1. Череда горьких столетних вех» русской истории, по образному выражению российского историка Феликса Вельевича Разумовского, пополнилась в 2023 году еще одной трагической датой. Сто лет назад на святом острове, в стенах древней, прославленной на всю Россию обители был организован Соловецкий лагерь особого назначения. Он тоже стал известен на весь мир, но его слава приобрела совсем иной характер. Печальная известность способствовала тому, что уже к началу 1930-х гг. слово «Соловки» стало нарицательным для обозначения всей советской тюремно-лагерной системы, причем как внутри, так и за пределами СССР. Воспоминания Олега Волкова - еще одна печальная зарисовка из истории Соловецкого лагеря.
2. Ровесник века, потомственный дворянин Олег Васильевич Волков впервые был арестован в 28 лет, а окончательное освобождение получил только в 1955 году, проведя к моменту выхода на свободу полжизни в тюрьмах, ссылках и лагерях. Дважды он отбывал лагерный срок на Соловках, чему посвятил несколько глав, составляющих значительную часть его знаменитого произведения «Погружение во тьму», работа над которым была завершена к концу 1970-х гг. Как и другие аналогичные рукописи того времени, писалась она «в стол», была вредной и даже опасной в тех обстоятельствах подцензурной литературы.
3. В своей книге воспоминаний Олег Васильевич рассказал о невыносимых условиях, в которых приходилось выживать, о судьбах людей, сгинувших в ГУЛАГе. Автобиографическое повествование охватывает период с 1917 по 70-е годы 20 века. В книге воссозданы обстоятельства жизни человека, подвергавшегося незаконным преследованиям, но сумевшего сохранить чувство человеческого и гражданского достоинства в нечеловеческих условиях, любовь к Родине, много потрудившегося на ниве отечественной культуры. Эта книга - о победе человеческого духа над силами зла, о подлинных новомучениках за веру, о которых здесь говорится с огромной любовью.
4. Олег Васильевич Волков - воспитанник дореволюционной России. Он родился в 1900 году в знатной дворянской семье, до революции успел окончить Тенишевское училище. В 1917 году поступил в Тверское кавалерийское юнкерское училище, но после октябрьского переворота юнкеров распустили по домам из-за угрозы поголовного расстрела. Зимой 1918-го в Торжке был сформирован добровольческий конный отряд; в его составе юнкер Волков ушел на Гражданскую войну. Летом, вырвавшись из окружения, отряд устремился к Екатеринбургу, в надежде спасти царскую семью. Но Ипатьевский дом добровольцы застали уже опустевшим, с пятнами крови на стенах «расстрельной» комнаты.
5. В дальнейшем Волков пытался пробраться к Врангелю, но в Крым попал, когда эвакуация вооруженных сил юга России уже завершилась. Путь в университет юноше был закрыт из-за происхождения. Прекрасно владея несколькими иностранными языками, Волков работал переводчиком в миссии Нансена, а после ее отъезда — в греческом посольстве. Его арестовали в начале 1928-го. О белогвардейском прошлом Волкова «органы» ничего не знали ни тогда, ни после, что видно из его следственных дел, ныне опубликованных. И никаких обвинений ему первоначально не предъявлялось: просто молодого человека хотели завербовать в осведомители, от чего он категорически отказался. Следователь пообещал, что Волкова сгноят в лагерях.
6. Главная линия книги, по словам издателей, это борьба свободной личности против бесчеловечной репрессивной государственной машины, и эта борьба передана в книге, по общему мнению, совершенно правдиво. И это абсолютно не случайно и отражает общую тенденцию. Если не брать уголовных преступников, то большинство людей сидело в лагере без особой вины, скорее по подозрению, что, наряду с последующей массовой реабилитацией политических заключенных, подтверждают официальные документы и сами узники. Поводом для преследований нередко становилась сословная принадлежность человека. Большевики не проводили грани между политическим и религиозным мировоззрением, называя контрреволюционерами и боевых белых офицеров, и далеких от политики служителей Церкви, поэтому всякое проявление веры в Бога, с их точки зрения, уже было контрреволюцией».
7. Личные убеждения человека, которые базировались на религиозных, сословных, корпоративных, семейных и иных идеалах, становились, таким образом, как причиной лишения свободы, так и инструментом борьбы за внутреннее освобождение, что находит отражение во многих мемуарах. Отношение к свободе, которое является важной деталью для понимания любой исторической эпохи и связанных с ней людей, заметно отличает книги непосредственных участников событий минувшего века. Так, внутренняя свобода была свойственна Олегу Волкову с детства. Отбыв двадцать семь лет тюрем и лагерей, он не изменил своих взглядов и прожил достойную жизнь. В прекрасной ясности ума дожил он до 97 лет, и стал легендой 21 века.
8. В тюрьмах и ссылках Олег Васильевич встречал многих известных людей. Среди них — хирург, профессор медицины, Валентин Войно-Ясенецкий, он будущий архиепископ Симферопольский и Крымский Лука. Святитель однажды сказал Волкову: «Вы не считайте себя ссыльным - считайте себя свидетелем». И автор мемуаров впоследствии говорил: «Я живу, чтобы свидетельствовать». Написанная в 1970-е гг., книга воспоминаний «Погружение во тьму», выдержала несколько переизданий, была переведена на иностранные языки. И сегодня свидетельство Олега Васильевича остаётся исключительно важным не только в контексте осмысления истории страны в ХХ столетии, но и как незаурядный пример личного мужества, стойкости, одержанной моральной победы.
***
Как отмечают издатели, ныне, когда уже прошло сто лет со дня образования Соловецкого лагеря особого назначения, приходит время вновь вспомнить о страшных социальных вихрях, терзавших Россию все 20 столетие. И в поистине безбрежном море «лагерной» литературы книга Волкова ясно выделяется своей тональностью. «Светлый лик Христовой Церкви», «светящие огоньки веры», «светлые люди», ставшие «светом и истиной в непроглядной ночи»,— всё это, вместе и по отдельности, наполняет книгу особым содержанием, свидетельствует о внутреннем свете, который преображает мысли и поступки человека, вселяет в него надежду на лучшее, если является отблеском Высшего Света.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: броня молитвослова и детские письма. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЕМЬЕ И ЭГОИЗМЕ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: элита России и бракованный снимок. 3 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — ОБ ОПЫТЕ МОЛИТВЫ ПОД ОБСТРЕЛОМ
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!