У книжной полки. Победи свои страсти. Архимандрит Василий (Бакояннис)

6 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Господь призывает нас быть совершенными, как Отец наш Небесный. Стремление к совершенству, к поиску образа и подобия Божия внутри себя, к уподоблению святым - это естественная, неотъемлемая часть христианской жизни. На пути к духовному восхождению важно не просто бороться со страстями, но усердно взращивать добродетели, соблюдать заповеди и ревностно служить Господу. На страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию, читатели найдут яркие примеры борьбы со страстями, получат ценные советы и рекомендации в духовном делании и обретении свободы от греха. Книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Победи свои страсти».

***

1. Автор этой книги - архимандрит Василий (Бакояннис) — известный в Греции православный писатель — служит в греческом городе Патры. Он автор более пятидесяти богословских книг, которые являются плодом его неустанных проповеднических трудов и размышлений над Словом Божиим, Священным Преданием и окружающими нас жизненными реалиями. В этой книге, которая разделена на две части, отец Василий говорит о страсти себялюбия или, иначе говоря, об эгоизме, и о празднословии. В соответствии с этим, первая часть книги называется «Чудовище под названием эгоизм».

2. Свои размышления об этой страсти автор предваряет следующими словами Бернарда Шоу: «У человека три сущности – то, что он сам думает о себе, то, что о нем думают другие, и то, что он на самом деле из себя представляет».  И далее автор пишет: «Наша жизнь прекрасна, но, как скала ветрами, человек разрушается своими греховными устремлениями. Наибольший урон душе наносит повелитель страстей — эгоизм. В этой книге мы не только увидим, как страсть себялюбия змеей подбирается к человеку, но и узнаем, как ее преодолеть, тем самым преобразить свою жизнь, чтобы прожить ее по-христиански, как и подобает истинным наследниками Царствия Божия».

3. В первой главе книги автор говорит о том наследии, что оставили всему человечеству первые люди. «Бог, - пишет отец Василии, - сотворил Адама и Еву по образу и подобию Своему. Но хитрый дьявол, чтобы ввести в заблуждение Адама и Еву, предложил им вкусить запретный плод, пообещав, что они станут как боги, знающие добро и зло. Они поверили и вкусили, потеряв Бога и себя. После изгнания из рая прародители не забыли, что были созданы по образу и подобию Бога и что некогда были словно маленькими богами. Это как будто осталось в их ДНК, что и было впоследствии унаследовано и их потомками. Таким образом, отмечает автор, каждый человек рождается с иллюзорным представлением, что он земной бог, находящийся на вершине мира, а все остальные снизу смотрят на него и восхищаются.

4. Автор приводит слова профессора Николаоса Ниссиотиса, который сказал, что «у каждого из нас есть иллюзия, что он является центром мира, а все остальные вращаются вокруг него». Поскольку каждый считает себя божеством, то ждет от окружающих всяческого поклонения и похвал, даже лицемерно ложных. Ощущение себя маленьким божеством заставляет нас судить всех по своим меркам, со своей собственной колокольни, считая свое мнение единственно верным. Кроме того, врожденная в нас страсть себялюбия ведет человека к покорению вершин мирского мира, о чем далее пишет автор. Это власть и славолюбие, фарисейское отношение ко всему, мания величия и непослушание и многое другое, что сопровождает эту страсть. А духовная борьба христианина, по словам автора, в том и состоит, чтобы искоренить ложное представление о собственном божестве и достичь состояния при котором начинаешь ощущать, что ты есть прах и пепел. Обо всем этом: о страсти себялюбия и борьбе с ней, читайте в первой части книги.

5. А вторая ее часть называется – «Язык есть меч». Предваряя ее, автор пишет: «Один мудрец сказал: «Изнутри человек представляет собой одну сплошную рану, сколько бы он ни перевязывал ее, сколько ни лечил, она никогда не затягивается». Добрые слова рану успокаивают, жестокие травмируют, вызывая боль. Отдаем ли мы в этом себе отчет? Если бы эта книга стала нам помощником в моменты общения, чтобы «язык наперед ума не глаголил» и чтобы слова, слетающие с наших уст, являлись бы лекарством для израненной души брата. Как было бы хорошо!

6. В ее первой главе автор пишет: «У вороны одно карканье», — гласит пословица. Как у осла — рев или у коровы — мычание. Из уст доброго человека слышишь слово нежное, а из уст злого резкое. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12, 35). Если в водоеме вода чистая, то и вытекающий из него ручей тоже будет чист и прозрачен. А если загрязнена? Значит, и ручей будет мутным. То же самое и с человеком. Что имеет в сердце, то и на языке. Жестокое сердце порождает злые слова, а милосердное — добрые. «Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!» (Лк. 19, 22), говорит Господь. Если хочешь понять, что скрывается внутри человека, дай ему выговориться. Через уста можно проникнуть прямо его сердце. «Как вы можете говорить доброе, будучи злы?» говорил Христос фарисеям, ибо от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34).

7. На практике это означает: если в резервуар, наполненный водой до отказа, продолжать заливать воду, она начнет выливаться через край. То, что переливается, и есть тот самый избыток, исходящий из уст. То есть злой человек, говоря в обычное время мирно и спокойно, не вываливает наружу все содержимое своего сердца от страха или стыда. Однако внутри него нет свидетелей, никто видит, и никто не знает, что его сердце наполнено злыми помыслами! Но когда человек раздражен, то, теряя самообладание и самоконтроль, потоком выдает все сокрытое в нем зло. В такие моменты от него можно ожидать неслыханных фраз.

8. И добрый человек, по словам автора, тоже может говорить от переизбытка сердечного. Но от кротости и смирения будет говорить лишь о малом. И у него, разгневанного, тоже может обнажиться все сокровенное, что лежит на сердце. Но из его уст вы никогда не услышите сквернословия или вещей непристойных, потому что это чуждо его чистому сердцу, Он может просто немного повесить голос, сказать чуть больше обычного, не более того. Каким же образом человеческий ум, используя конкретные слова, соединяет их, преобразуя в конкретные предложения? Как слушающий понимает определенный набор слов? Об этом и много другом, что касается нашего языка, говорит автор во второй части книги.

***

Как отмечают издатели, в этой книге отец Василий дает советы о борьбе со страстями через взращивание христианских добродетелей, ревностное служение Господу и несение Его света. Автор описывает необходимость динамики — постоянного самоанализа, упражнения в духовном росте и восхождении. Книга приводит современные и исторические примеры борьбы с такими страстями, как эгоизм, гордость, тщеславие, осуждение, празднословие, хула на людей и духовенство, сквернословие, ложь. Каждый этап рассуждений сопровождается живыми примерами, автор подкрепляет основную мысль книги душеполезными историями, притчами и актуальными цитатами из Писания.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​