У книжной полки. Письма владыки Германа. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа (Ряшенцева)

26 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Имя священномученика епископа Германа (Ряшенцева) не часто упоминают историки Русской Православной Церкви. После рукоположения во епископа он пробыл на Волоколамской кафедре недолго, немногим больше года, как последовал арест. Еще меньше, всего четыре месяца, был он епископом Вязниковским. Не сохранились его проповеди – а проповеднический дар он имел выдающийся, – не оставил он и богословских трудов. Но его богатая дарованиями, глубокая личность замечательно выразилась в письмах. Этому уникальному документу, переписке Владыки, ставшей памятником исповеднической эпохи, суждено было дойти до наших дней. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой собрано эпистолярное наследие владыки Германа. Об этой книге – далее в нашей программе.

***

Книга «Письма владыки Германа: Жизнеописание и духовное наследие священномученика Германа, епископа Вязниковского», посвященная 120-летию со дня рождения святителя, вышла в свет в издательстве ПСТГУ. В предисловии книги ее составитель Александра Воробьева пишет: «Наша Церковь всегда порождала святых, во времена ли духовного взлета, как это было в эпоху преподобного Сергия Радонежского, когда Русь собирала силы для великого дела освобождения от иноземного ига, во времена ли, казавшиеся благочестивым современникам почти бесплодными, каков был XIX век. Уже тогда дальновидные умы, наблюдая совершающийся подрыв православной веры во всех сословиях, ожидали «последствий беспримерных», «по беспримерности характера народа».

«Среди ветров лжеучений, среди мутных яростных волн злобы, лжи и клеветы неистовых врагов как скала стоит Церковь, та Русская Православная Церковь, о которой так любили недавно повторять, что она в параличе, что лишь полицейской силой государства держится она, – говорил святитель Иларион (Троицкий) в 1920 году при наречении его во епископа. – Но вот силы государства направились против нее, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников». Временные болезни земной Церкви, которые так заметны всякому, оказались той мелкой правдой, которая подчас равносильна лжи, если ей придается неподобающее значение, заслоняющее ту вечную правду, которой служит и которую хранит Церковь.

В наше время, когда русский народ стоит вновь перед великой национальной задачей возрождения России, нам важно осознать не человеком измышленное, но от Бога определенное наше духовное призвание, о котором неустанно напоминали нам наши святые. Первое условие успеха в созидании нашего Отечества святитель Иоанн (Максимович), подвижник русского зарубежья, определил так: «Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников». Одним из них стал священномученик Герман (Ряшенцев), имя которого было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Российских 6 октября 2001 года.

В одном из своих писем владыка Герман отмечал: «Мне кажется, происходит не только одно разрушение твердыни и того, что для многих святое святых, но происходит очищение этих святынь, их освящение через огонь жестоких испытаний и поверок... Не знаю, что это – мечта ли, родившаяся из души, придавленной тяжелыми развалинами прошлого, розовый ли оптимизм, капризно выпорхнувший из суровой мглы настоящих холодных будней, или чутье, какое может быть верным предощущением грядущего даже и непрозорливого. Но только внутри себя ношу непоколебимую пока ничем веру, что очень многие, если не большинство, от звезды учащиеся будут кланяться Солнцу правды. Да не так, как их отцы и мы, их современники – по ленивой традиции и инерции, а придут с дарами и все самое лучшее, и особенно верность Слову в деле, принесут Незримому и теперь Властителю душ и благородных стремлений». Так писал епископ Герман в 1934 году, и эти слова, по мнению издателей, звучат как его завещание нам.

«Письма владыки Германа» – под таким заглавием Наталья Александровна Верховцева многократно в течение своей жизни переписывала от руки для своих друзей письма священномученика Германа, адресованные ей и ее матери, Вере Тимофеевне Верховцевой. В конце тридцатых годов, опасаясь ареста, Наталья Александровна отдала подлинники писем на сохранение одному из знакомых, и в дальнейшем, очевидно, они погибли. В ее архиве оставались только два письма и несколько открыток, которые отмечены в этом издании звездочками, а также три рукописные тетради, содержащие переписанные ею все письма Владыки. По ним, кроме утраченной третьей тетради, и подготовлено настоящее издание. Письма из последней ссылки (1934–1936 годов) публикуются по машинописной копии, с уточнением ряда мест по другим известным нам рукописным копиям Натальи Александровны, менее полным.

В настоящее издание, включены также письма священнику Михаилу Шику и его жене Наталье Дмитриевне Шаховской-Шик, письма схиигумении Олимпиаде (Ивановой), бывшей настоятельнице Акатовского монастыря, и рясофорной послушнице Татьяне Харламовой, сопровождавшей Владыку в первую ссылку, а также письмо выпускников Вифанской семинарии и ответ архимандрита Германа, известные только в копиях и публикуемые впервые. Это издание снабжено комментарием, с возможной для настоящего времени полнотой, насколько это оказалось в силах издателей, и включает также впервые составленное жизнеописание святителя Германа. Чтобы облегчить читателям понимание эзопова языка Владыки, издатели отмечают, что «санатории», «больницы», «дома отдыха» означают тюрьмы, «уголки» и «Сион» – храмы, «трапеза» – литургия, а «доктора», «друзья», «благодетели» и «радетели» – это сотрудники карательных органов.

Последние годы своей жизни владыка Герман провел в ссылке в Сыктывкаре. Здесь же он был арестован в последний раз 24 февраля 1937 года, а вместе с ним еще 12 человек. Поводом для ареста послужил донос, и было начато «дело № 3542, по обвинению Ряшенцева Германа Степановича... и других, всего в числе 13-ти, в преступлениях по ст. 58.10» – то есть все они были обвинены так или иначе в «контрреволюционной деятельности». Последний допрос состоялся 29 мая. Собственно говоря, он был уже не нужен: обвинительное заключение было готово 24 мая. Приговор тройки при УНКВД Коми АССР вынесен 13 сентября и для всех одинаков: расстрелять. 15 сентября священномученик Герман, епископ Вязниковский, и его соузники были расстреляны вблизи города Сыктывкара.

***

Первое отечественное издание писем священномученика Германа (Ряшенцева) было осуществлено в 2004 году. В настоящем издании уточнены и расширены примечания. Жизнеописание владыки, которое открывает это издание, дополнено новыми сведениями. Сами же письма, написанные с большой душевной теплотой, искренностью и литературным мастерством, раскрывают духовный облик святителя и дают богатый материал для понимания эпохи, в которую он жил. И главное, что в них увидит читатель – это то, что несмотря ни на какие испытания, аресты и ссылки, открытость и жизнерадостность не оставляли Владыку. Ведь его внутренний мир озарял свет Христов, и этот свет изливался на страницы его писем.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​