***
1. Как говорится в предисловии, в 1995 году в сестрическом издательстве вышла первая книга - «Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы». В ней было опубликовано несколько писем великой княгини к царю Николаю II - английские оригиналы и переводы с комментариями. В настоящем издании эпистолярное наследие великой княгини представлено наиболее полно: это письма к императрице Марии Феодоровне, государю Николаю II, великой княжне Ольге Николаевне, великим князьям Сергею и Павлу Александровичам, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой и князю Феликсу Феликсовичу Юсупову-младшему.
2. Многие из этих писем публикуются впервые, а все ранее известные переведены заново. Как отмечают издатели, новое издание по духу и задачам продолжает «Материалы к житию...», но при этом ни в коем случае, не ставится цель - выпустить некий окончательный компендиум с исчерпывающими комментариями. Наоборот, при отборе документов, прежде всего, выразилось стремление наиболее полно раскрыть образ преподобномученицы. В переписке с близкими по духу, родными людьми Елизавета Феодоровна предстает как любящая супруга, родственница и подруга, ревностная верноподданная и благотворительница, великая княгиня и настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия.
3. Перед читателем постепенно раскрывается ее путь к святости. «Дорога, полная света, которую указал мне Господь после смерти Сержа, и которая много-много лет назад забрезжила в моей душе», - так писала она Николаю II. Стоит отметить, что именно переписка с Царем Николаем, а также его матерью Марией Феодоровной занимает значительную часть настоящей книги. Об этих письмах издатели пишут следующее: «Первые письма Елизаветы Феодоровны к супруге Александра III кратки и почтительны, хотя очень скоро в светскую переписку было привнесено искреннее чувство. Недолгое время спустя отношения между государыней и великой княгиней уже были поистине родственными. Закрепилась и их духовная связь: когда великая княгиня перешла в православие, а императрица стала ее восприемницей».
4. Значительная по объему переписка затрагивает самые разные темы: здесь и пасторальные зарисовки усадебной жизни, и христианское утешение скорбящей вдове, и деловые вопросы - обе корреспондентки занимались благотворительностью. Императрица многие годы была покровительницей Российского общества Красного Креста и управляла Ведомством учреждений императрицы Марии, созданным ее царственной тезкой, супругой Павла I. Письма, обращенные к Императрице Марии, составляют одну из первых частей этой книги. В следующей ее части представлена подборка писем к Царю-страстотерпцу, которая, как надеются издатели, добавит некоторые штрихи и к его образу.
5. Великая княгиня Елизавета Феодоровна была старше императора на четыре года и в ранних письмах подписывалась «твоя любящая тетушка Элла» — как жена дяди, а после женитьбы цесаревича на ее сестре, принцессе Гессенской Аликс, - «твоя любящая старая сестра». Старой, старшей, сестрой она ощущала себя во все время их родственной, близкой дружбы: пеклась об обустройстве брака и семье императора, о его здоровье, облике государственного мужа и христианина. По словам издателей, переписка последнего десятилетия служит ценным источником сведений о Марфо-Мариинской обители и пополняет наши представления о церковной жизни Москвы и святых местах России, куда великая княгиня совершала паломнические и миссионерские поездки.
6. Нельзя, конечно, не сказать и о супруге великой княгини Елизаветы Феодоровны, который положил свою жизнь за русскую монархию и был убит в 1905 г. революционером. Государственный муж, исключительно образованный человек, просвещенный ценитель искусства, великий князь Сергей Александрович был глубоко верующим православным христианином и ревнителем трона, за что заслужил множество неблагоприятных отзывов от прогрессивно настроенных современников и последующих историков. В переписке и воспоминаниях близких, в первую очередь в письмах обожавшей его жены, он предстает любящим мужем, истинным главой семьи, нежным и суровым братом, заботливым воспитателем приемных детей.
7. Супруги почти не расставались, когда же это случалось, писали друг другу ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день. Так было и летом 1895 и 1900 гг., когда великая княгиня лечилась на франценсбадском курорте, и осенью 1895-го, когда она жила в Царском Селе у сестры императрицы Александры Феодоровны, ожидавшей первенца, и в 1897 и 1898 гг. во время инспекционных поездок великого князя. Все эти события отражены в письмах преподобномученицы. Еще одним корреспондентом Елизаветы Феодоровны – была ее племянница, старшая дочь императора Николая 2 – Ольга. Несмотря на разницу в возрасте, у нее были общие интересы с великой княгиней, и та охотно делилась со старшей племянницей и впечатлениями от паломнической поездки, и новостями о Марфо-Мариинской обители.
8. В завершении издания представлены письма, адресатами которых являются княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, и князь Феликс Феликсович Юсупов-младший. Как отмечают издатели, князь Феликс Феликсович Юсупов-старший с 1886 г. был адъютантом великого князя Сергея Александровича, а имения - юсуповское Архангельское и великокняжеские Ильинское с Усовым — соседствовали, и супружеские пары дружили домами. Зинаида Николаевна жертвовала крупные суммы в пользу Елизаветинского общества, на ее средства был открыт приют для девочек-сирот. Вместе с великокняжеской четой она участвовала в создании Музея изящных искусств имени императора Александра III, затратив около 50 000 рублей на устройство Римского зала. Совместная работа на ниве благотворительности и общность духовных интересов упрочили искреннюю дружбу, оставившую след и в многолетней переписке.
***
Это издание включает персоналии — краткие биографические справки о лицах, образующих исторический контекст эпохи. В качестве биографического очерка к данному изданию писем вниманию читателей предлагаются воспоминания друга и сотрудницы великой княгини Елизаветы Феодоровны графини Александры Андреевны Олсуфьевой, впервые полностью переведенные на русский язык. Как отмечалось в английском издании, «ни преклонные годы, ни горечь изгнания из отечества не помешали графине взяться за перо и изобразить портрет глубоко чтимой ею госпожи, дабы сослужить последнюю службу в память той, кто уже не нуждается ни в каких земных услугах».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице 19 апреля 2024 года
Литургия Преждеосвященных Даров 19 апреля 2024
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!