У книжной полки. Песня, перешедшая в молитву

17 января 2023 г.

«В каждой строчке только точки после буквы "л"» - эти слова популярной в 70-80-е годы прошлого столетия песни знакомы многим, но мало кому известно, почему сейчас имя ее автора не звучит с эстрады. Советский поэт азербайджанского происхождения Онегин Гаджикасимов, стал впоследствии оптинским постриженником и миссионером иеросхимонахом Симоном. В одной из своих песен он отметил: «И я знаю, что пути странствий на земле и в облаках, и в синем море сквозь годы и сквозь невзгоды приведут меня опять к Тебе». Об этом пути земных странствий Онегина Гаджикасимова к Богу, о его необычной судьбе - рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве «Духовное преображение». Она называется – «Песня, перешедшая в молитву. Жизненный путь иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)». ***

1. Как говорится в предисловии книги, в 2010 году ГТРК «Россия» выпустила в эфир фильм «Храм для Онегина. После славы» об Онегине Гаджикасимове — знаменитом советском поэте-песеннике, а впоследствии — иеросхимонахе Симоне, принявшем постриг в Оптиной пустыни. В фильме звезды советской эстрады Юрий Антонов, Давид Тухманов, Полад Бюль-бюль Оглы и прихожане подмосковных храмов рассказали о своих встречах с поэтом Онегиным и иеросхимонахом Симоном. После показа фильма в Интернете появилось множество отзывов телезрителей, желавших узнать более подробно о жизни этого удивительного человека. Эта книга — первая ласточка, первое книжное издание об этом интереснейшем человеке.

2. Как отмечает автор книги Ольга Соколова, жизнь иеросхимонаха Симона была настолько бурной, что по насыщенности могла бы вместить несколько жизней обычного человека. До того времени, как открылось ему Православие, его земной путь был, по сути, дорогой одареннейшего жизнелюба к вершинам славы и успеха. Все мы знаем, что в советское время не одному поколению внушали, что в Церкви можно найти лишь обман, и там не место просвещенным людям. Но Господь вывел многих из тьмы атеистического безбожия к лицезрению Своего Божественного света. Так было и в жизни многих наших предков, атеистов или язычников, в том числе равноапостольного князя Владимира, просветителя Руси, которых Творец наш призывал по великой милости.

3. Родился Онегин Гаджикасимов 4 июня 1937 года в Баку, в аристократической азербайджанской семье, члены которой на протяжении веков были уважаемыми людьми и занимали почетные должности судей, политиков, врачей. Были среди них и литераторы. Мать, Махтабан-ханум, так любила русскую прозу и поэзию, что назвала сына в честь пушкинского героя, тем более что родился он в год столетнего юбилея со дня смерти Пушкина. Младшему же брату Онегина дали имя Низами — в честь знаменитого поэта средневековья. Семейная атмосфера согревала дружественностью, искрилась весельем, но в то же время была подчинена устоям традиционного исламского общества: принципам уважения к старшим, соблюдения обычаев и следования мудрости предков. Детей с пеленок приучали к труду и дисциплине.

4. Мир, в котором прошло детство Онегина, был миром творческой интеллигенции азербайджанской столицы. Семья Гаджикасимовых занимала половину старинного дома с итальянским двориком в самом центре Баку. Сейчас на его месте стоит президентский дворец. А в далекие послевоенные годы в большой квартире собирались общественные деятели, художники, поэты, музыканты, кинематографисты. Здесь было место и теплому общению, и доброй шутке, и мимолетной импровизации, и художественному вымыслу. В огромной семейной библиотеке хранились книги на разных языках, и Онегин еще в отрочестве овладел как тюркскими наречиями, так и латынью, читал также на древнегреческом. Но особое отношение было у него к русскому языку, литературе и культуре.

5. Из рассказов Онегина известен случай с его дедом, который был кази — мусульманским судьей. В одну из встреч с ним вся семья Гаджикасимовых собралась в доме. Внуки сидели за столом, и дед, обводя их глазами, предсказывал будущее призвание. Дойдя до Онегина, которому в ту пору было два-три годика, он сказал: «А этот будет русским…» Конечно, нужно понимать, что понятие «русский» для мусульманских народов неотделимо от понятия «христианин». В своих воспоминаниях публицист Ольга Щёлокова, знавшая Гаджикасимова уже как монаха Силуана, пишет, что при общении с ним постоянно приходили на ум цветаевские строчки сыну: «Я… в тебя всю Русь вкачала, как насосом». Мать действительно привила Онегину огромную любовь к России.

6. «По-русски он говорил, так сказать, шикарно, — пишет Ольга, — изысканно, метафорично, сочно… Можно сказать, его восточная артистическая натура возвратила русской речи те мягкость и образность, те поэтичность и богатство, которые нами, в нашем убогом повседневном общении, были уже давно утрачены». Сведения о молодости Онегина разноречивы, поэтому автор не претендует на точную хронологию этого периода. Известно, что он отслужил четыре года в морской авиации, где проявились его инициативность и находчивость. По некоторым данным, до приезда в Москву он вопреки воле родителей сбежал на целину, где в бараках на сорок и более человек прожил год или два.

7. Впоследствии Онегин говорил, что это был огромный опыт для него, совсем еще не знавшего жизни, — опыт выстраивания отношений с самыми разными людьми и наблюдений за реалиями их существования. Очевидно, что этот непростой этап жизни не заставил его разочароваться в людях, а скорее научил более глубокому пониманию человеческих ошибок и слабостей. Такими будут и герои его песен — слабыми, но по-человечески трогательными и даже героичными в своих порывах. Так или иначе, в начале шестидесятых годов высокий, красивый, необычайно одаренный юноша Онегин — «баловень судьбы» — приехал покорять столицу СССР. С первой же попытки он поступил в Литературный институт имени Горького.

8. Затем Онегин преодолел огромный путь: от устремления к славе и богатству мира он перешел к желанию познать законы его Создателя; а придя к их познанию, возжелал стяжать благодать Святого Духа, каждый день жизни подвигая ко спасению себя и вверивших ему души духовных чад. Как это произошло, что повлияло на талантливого и успешного поэта, ставшего монахом, читатели узнают из этой книги. Кроме очерка о его жизни, издатели публикуют также духовные беседы с прихожанами одного из подмосковных храмов, которые вел отец Симон - наш современник, оставивший широкий путь звездной славы и избравший тернистую тропинку, ведущую к Богу…

***

Основной целью очерков, вошедших в эту книгу, было приоткрыть завесу внутренней жизни человека, который за двадцать семь последних лет жизни переродился из успешного поэта, избалованного вниманием власти и всемирной славой, в истинного монаха и яркого проповедника православной веры. Издатели надеются, что с Божией помощью проделанный нами труд принесет духовную пользу читающим; заставит задуматься, достаточно ли мы заботимся о спасении — своем и ближнего своего, и подтолкнет к неустанному следованию пути Православия, которым сонмы святых угодников достигли Царствия Небесного.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать