***
1. Итак, перед вами книга владимирского поэта, прозаика, православного педагога Вячеслава Михайловича Улитина - «Педагогика чистого сердца». Его духовно-педагогическая проза. По мнению главного редактора журнала «Духовно-нравственное воспитание», Александра Фурсова, Улитин представляет собой сталкера, который знает, где брод, его книги - это свет над дорогой. Река, отделяющая Россию нынешнюю от той России, которую мы сегодня познаем, к которой хотим приблизиться, - бурная, глубокая. Мы глядим на тот берег, видим - чаще в тумане, в дымке, иногда ясно - горящие купола евангельской Истины, которую та Россия чувствовала, как ни с чем не сравнимую радость, радость о Господе.
2. Но быстрое течение, глубины разрыва не дают нам возможности переплыть реку. А православный писатель, статьи и эссе которого собраны в настоящей книге, ведет к тому месту, где можно перейти эту бурно текущую глубокую реку. По Улитину не прошла линия разрыва. Он — продолжатель традиций великой русской культуры, в частности Ивана Ильина (как религиозный философ и православный педагог), Василия Никифорова-Волгина (как прозаик), Тютчева, Ивана Аксакова, Арсения Тарковского (как поэт). Он переписывался с Арсением Тарковским, с исследователем культуры Древней Руси Георгием Вагнером, встречался с Венедиктом Ерофеевым, слушал беседы митрополита Антония Сурожского, был духовным чадом отца Иоанна (Крестьянкина). Старец и благословил Вячеслава Михайловича на труды на педагогическом поприще.
3. Улитин работал во владимирской школе № 39 заместителем директора по духовно-нравственному воспитанию, преподавал такие дисциплины, как «Священная история», «Подвижники благочестия», вел спецкурс по творчеству Федора Михайловича Достоевского. Здесь, в школе, и зародилась его «сокровенная педагогика». «Мне всегда хотелось, - рассказывает автор, - написать книгу о детском сердце, о детстве, когда каждое мгновение — чудо и все, к чему ни прикасаешься, отзывается волшебной музыкой и исполнено великой рождественской тайной». Главная идея педагогики Улитина вытекает из фразы древнегреческого философа Пифагора: «Воспитатель не заполняет знаниями сосуд души, а возжигает огненный факел в его сердце».
4. Вот несколько отрывков из книги Улитина, которые ясно характеризуют его «педагогику чистого сердца»: «Мало-помалу на опыте убеждаюсь, - пишет автор, - что у детей почти утрачено чувство семьи. А то, что знали наши бабушки и прабабушки, безнадежно забыто. Немало семей, где родители и дети почти не разговаривают друг с другом. Вот откуда берется в детях недетская холодность, замкнутость, отчужденность. Стало быть, нужно разбить эту ледяную корку, попытаться раскрыть душу маленького человечка. А кто это может сделать, как не учитель? Постепенно я выработал свои методы воспитания, назвав их «сокровенной педагогикой»».
5. В своем учительском дневнике Улитин писал: «Нужна тихая современная педагогика, воспитание со свечой. Медленное, внимательное вглядывание в таинственную душу ребенка. В самые сокрытые ее глубины. Подход к детям нужен непременно духовный, но через ощущение жизни, через ощущение всех тревог мира, боли его». Нередко Вячеслав Михайлович рассказывает детям о святом прав. Иоанне Кронштадтском. И его педагогическом подходе к детям автор говорит: «Этот святой педагог входил в сердце ребенка с теплой православной свечой и видел Глубины. И открывал их самому ученику. Так начиналось рождение внутреннего человека!» И Вячеслав Улитин посредством своего творчества, учительства и помогает осуществиться этому главному событию в жизни человека — внутреннему рождению, обретению внутреннего зрения, совлечению ветхого человека.
6. Как отмечает Александр Фурсов, духовно-педагогическая проза Вячеслава Улитина стала одной из опор журнала «Духовно-нравственное воспитание». Именно в этом журнале впервые были опубликованы его статьи и эссе, посвященные проблемам воспитания. По мнению редактора журнала, мироощущение писателя пасхально, воскресно и - что особо важно для школы - личностно-педагогично. В его видении мир пронизан благодатью, все в мире: каждое время года, человек, все живые существа, вся природа — участвуют в этом Божием праздничном хороводе. Особая тема для писателя — дети. О них он пишет с любовью, называя - «свете тихий детского взгляда», или - «детскими глазами смотрит Страшный Суд».
7. По мнению автора, мы всегда находимся «перед неосуждающим судом чистых детских глаз. И этот несудный суд всевременно воспитывает нас. Сегодня в нашей не удивляющейся действительности только в ребенке сохраняется непосредственное, серьезное удивление перед Божиим творением. Именно оно, это удивление ребенка, напоминает нам о величии, исключительности, абсолютной значимости нашего бытия. Да, в мире все известно — нам уже не приходится ждать географических открытий. Впрочем, редко, но они бывают. Так, например, уже в наше время было открыто огромное подледное озеро в Антарктиде. Дети же всегда открывают для нас эти донные духовные озера.
8. Каждой минутой своего бытия они напоминают нам о том, что в мире нет места для обыденности, банальности, безнадежности, бессмысленности, все в нем исполнено великого смысла, все дышит Божиим откровением, все жаждет выговориться перед Творцом. И основная задача педагогики, по мысли Вячеслава Улитина, помочь ребенку обрести духовное зрение, стать добрым и светлым, мудрым и видящим. Надо научить детей внутреннему, совестному страданию, умению прощать, сострадать, быть милостивым.
***
Как отмечает Вячеслав Михайлович Улитин, духовно-нравственное воспитание надо начинать с самих педагогов. По словам святого Иоанна Златоуста, «нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, глядя на который радуются Бог и люди». Чтобы не плакать нам от чад своих, чтоб не оплакивать их и себя, когда они вырастут, автор книги советует не делать дело Божие – воспитание детей – с небрежением. Сделать душу живой, сострадательной, открытой миру — вот одна из главных целей воспитания. Важно заглянуть в душу каждого ребенка, зажечь в ней свечу нравственной личности, не поддаваясь соблазну массового потока, характерного для нынешней школы.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!