Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Так о празднике Христова Воскресения писал русский писатель и поэт Иван Алексеевич Бунин. Радость Пасхального праздника на протяжении многих веков сопровождала верующего человека, где бы он не находился: дома или вдали от него, в родной стране или на чужбине, дома, в кругу своих близких или в ссылке в окружении солагерников. Эту радость никто не может отнять у верующего человека, и подтверждение тому мы находим в многочисленных произведениях писателей и поэтов, посвящавших Величайшему событию свои рассказы и стихи. Некоторые из них собраны на страницах этого пасхального сборника.
***
1. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сборник «Пасхальных рассказов», выпущенный в свет издательством Благовест. В нем собраны лучшие рассказы русских писателей о празднике Воскресения Христова. Произведения Федора Достоевского, Николая Лескова, Владимира Короленко, Антона Чехова, Александра Куприна, Ивана Бунина, Евгения Поселянина, Ивана Шмелева, Василия Никифоров-Волгина, Николая Колосова, Леонида Андреева и Бориса Ширяева и других - уместились под одной яркой праздничной обложкой. И это делает книгу не только прекрасным подарком к Празднику праздников, но и замечательным чтением на все времена.
2. Открывает книгу краткий рассказ Федора Михайловича Достоевского «Мужик Марей», в котором писатель вспоминает пасхальные дни 1850 года. Тогда он, будучи ссыльнокаторжным, наблюдал, как такие же «товарищи по несчастью» отмечают Пасху. «Был второй день светлого праздника, - пишет он. - В воздухе было тепло, небо голубое, солнце высокое, «теплое», яркое, но в душе моей было очень мрачно. Каторжных на работу не выводили, пьяных было множество, ругательства, ссоры начинались поминутно во всех углах». Достоевский не мог спокойно смотреть на народный пьяный разгул, который устроили каторжные и осуждал их.
3. И вот тут ему вспомнился один эпизод из детства, когда он, девятилетний мальчик, гуляя в лесу, испугался волка. Рядом оказался крепостной крестьянин Марей, который пахал поле. Ребёнок подбежал к этому суровому мужику, и Марей проявил участие: утешил расстроенного мальчика и с материнской добротой вытер его слёзы. «Встреча была уединенная, в пустом поле, и только Бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещенным человеческим чувством и какою тонкою, почти женственною нежностью может быть наполнено сердце иного грубого, невежественного крепостного русского мужика». Это воспоминание помогло Достоевскому понять, что в любом человеке следует, прежде всего, видеть самого человека, а помощь, жалость и любовь способны изменить человека.
4. Еще один рассказ, относящийся к жанру пасхальной прозы, это «Старый звонарь» Владимира Галактионовича Короленко. Герой рассказа - старик Михеич, переживший нужду, горе, похоронивший жену и сына. Он страдал сам и видел страдания других, но не озлобился и никого не осуждал. Всю жизнь, с самого детства, Михеич звонил на колокольне своего сельского храма. Читатель встречается с ним там и вместе с Михеичем ждёт торжественного момента, когда нужно будет ударить в самый большой колокол и возвестить радость Христова Воскресения. Рассказ был впервые опубликован в 1885 году и с тех пор неоднократно издавался в составе сборников произведений писателя и антологий русской классики.
5. Пасхальный рассказ Николая Колосова «Не может быть» рассказывает о священнике Петре, который «сильно устал от службы и от поста на Страстной неделе». Ему очень хотелось спать, «но как-то странно было спать в необычайный, таинственный вечер пред пасхальной заутреней. Тем не менее отец Пётр прилег». А когда он уснул, ему приснилось, будто он проспал Заутреню, и когда пришел в храм, то увидел что он закрыт, и никакой службы там нет, и прихожан нет, и «что теперь не существует ни Пасхи, ни заутрени, ничего такого…» А в храме - музей. К счастью, это был просто сон, и когда он проснулся, и пришел в открытый храм, где было все украшено к празднику, отец Петр, как пишет автор, «он служил с такой силой чувства, с такой любовью ко Христу Воскресшему и с таким огнем священного воодушевления, как, казалось ему, никогда раньше.
6. «Как хорошо-то, батюшка, как хорошо, — прошептал сторож Прохорыч, подавая отцу Петру в конце заутрени трисвечник, — как в раю… И солнце играет… В глазах старика стояли слезы. И отец Пётр не удержался и заплакал. Но не теми слезами тоски и отчаяния, которыми он так недавно — казалось — плакал пред этим же престолом, а слезами детской радости и чистого восторга». Этот рассказ Николай Колосов написал в 1909 году, как будто предчувствуя события, которые произойдут в России менее чем через десять лет. К несчастью, оказалось, что то, о чём писал автор - запустение храмов, их превращение в музеи, утрата русскими людьми веры — всё это может быть.
7. В жизни многих православных христиан, тех, кто родился и вырос еще в дореволюционной России, церковная жизнь не была чем-то отдаленным, но являлась неотъемлемой частью их бытия, и Праздник Пасхи был особенно дорог русскому человеку. Еще больше он был дорог тем, кто вынужден был покинуть Россию. Подобные чувства испытывали многие русские писатели и поэты, эмигрировавшие в начале 20 века за границу. В их числе, были Иван Шмелев, Иван Бунин, Василий Никифоров-Волгин, произведения которых, ранее неизвестные в нашей стране, вошли в этот сборник. Эти рассказы наполнены одновременно и пасхальной радостью, и грустью. Они показывают читателю, как в нелегкое время 20 века встречали в России радостный праздник Воскресения Христова.
8. Некоторые повествования невозможно читать без слез. Но они доказывают то, что никакие врата ада не одолеют Церкви Христовой, и Господь всегда будет с нами. Взять, к примеру, рассказ «Солнце играет» Василия Никифорова-Волгина. Читая его, мы в очередной раз видим, что Бог поругаем не бывает, и как Он даже ярого отступника может привести к Себе. Чудо Воскресения Христова не оставило душу и богоборствующего человека, не оставляет оно и других людей. Так, не менее показателен рассказ Бориса Ширяева из его книги «Неугасимая лампада». В нем автор, будучи Соловецким узником, вспоминает о деятельной любви ко всем людям без исключения священномученника Илариона Троицкого, о той негасимой радости, которую нес всем Владыка и очевидцем которой был сам Ширяев.
***
Вот лишь несколько пасхальных эпизодов из жизни наших соотечественников, которые жили в разное время, но одинаково переживали Светлый и радостный для верующего человека Праздников Праздник. К теме пасхального торжества обращались многие выдающиеся писатели, размышляя о непреходящих духовных ценностях: о добре и милосердии, о страдании и сострадании, о любви и прощении. Разные по жанру и тональности, эти произведения объединяет вера в добро, нравственное перерождение человека и в возможность обретении им душевной чистоты. И конечно, все они наполнены пасхальной радостью.
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: ПАСХАЛЬНЫЙ ВИЗИТ К ПАТРИАРХУ ФЕОФИЛУ III
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: НИКОЛА ТУЛЬСКИЙ и ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 3 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 2 часть
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: КРЯШЕНЫ. 1 часть
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!