У книжной полки. Основы антропологии

17 мая 2023 г.

С того времени, когда первозданный человек был изгнан из рая и утратил непосредственное, внутреннее ведение Бога и сотворенных Им существ, включая самого себя, его стали волновать вопросы: кто я? зачем существую, с какой целью? что ждет меня впереди? Современные люди, в целом утратившие библейское и святоотеческое понимание истинных смыслов и целей, по-прежнему не знают удовлетворительных ответов на эти вопросы. Как ответ на актуальные запросы современного знания протоиерей Вадим Леонов разработал учебник под названием - «Основы православной антропологии». Третье исправленное и дополненное издание этой книги недавно вышло в свет в издательстве Сретенского монастыря. Его мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1. Подобного фундаментального труда, систематически излагающего столь обширный материал, до последнего времени не существовало. В его основе лежит курс лекций, которые протоиерей Вадим Леонов, кандидат богословия, доцент, профессор кафедры богословия Сретенской духовной академии, с 2003 года читает в ряде учебных заведений. Издаваемый труд и был задуман и написан именно как учебник. Святоотеческой традицией накоплен большой опыт и глубокие знания о человеке, но это сокровище не систематизировано и фрагментарно содержится в аскетических и духовно-нравственных сочинениях. В книге последовательно изложены начала православной антропологии, базирующиеся на Библии и трудах святых отцов.

2. По словам автора, христианская антропология очень богата в содержательном плане. Однако это богатство почти не оформлено четкой терминологией. Святые отцы, чтобы не исказить словами суть явлений, не торопились создавать определения и антропологические формулировки, предоставляя возможность людям познавать глубины человеческого бытия не через внешние рассуждения, но через личный опыт духовной жизни. Часто лишь опасность возникновения ереси (из-за превратного толкования тех или иных моментов) заставляла святых отцов излагать свой духовный опыт. Замечательно эту мысль выражает св. Иларий Пиктавийский: «Злоба еретиков понуждает нас облекать в слова то, что открывается в созерцании и о чем следовало бы молчать».

3. Этим, по словам автора, объясняется некоторая неопределенность и порой двусмысленность святоотеческой терминологии. Все святые отцы жили единым Богом, в единой Церкви, в единой благодати Божией, но когда они приступали к изложению личного духовного опыта, то часто вкладывали в известные слова свои смыслы, создавали свою терминологическую систему, которая лишь отчасти совпадает с подобными построениями предшественников или современников. Так, к примеру, у святых отцов нет определения понятия «образ Божий». В святоотеческих творениях встречается бесчисленное множество высказываний о богообразности человека, но при общей схожести они чаще всего не тождественны по смыслу. Где-то речь идёт об уме человека, в другом случае о бессмертии, где-то о душе, о совести, о творчестве и т. д.

4. Но несмотря на то, что на уровне терминов у святых отцов есть масса различий, несомненно и то, что святоотеческое учение целостно и непротиворечиво на уровне основных идей и представлений. Поэтому усвоение этого наследия не может происходить формально, лишь через внимательное изучение текстов. В определенном смысле чтение святых отцов – это духовное делание, которое помимо текстуальной работы предполагает молитвенное обращение к ним и упование на помощь Божию. В связи с этим автор в своей работе не только излагает разные суждения святых отцов, но и делает выбор в пользу более конструктивных, как ему представлялось, понятий, определений и терминов. 

5. В общем, в книге рассматриваются основные антропологические темы и даются богословские обоснования ключевых идей христианства. Автор стремился сделать учебник понятным и полезным, не сужая круг читателей до воцерковленных людей. Книга обращена к богословам, антропологам, психологам, педагогам, студентам-теологам и тем, кто хотел бы познакомиться с православным вероучением и найти в Божественном Откровении пользу для своей души. Изложение делится на четыре части, в конце каждой темы предлагаются вопросы и задания для проверки и лучшего усвоения материала. Однако книга, очевидно, перерастает рамки учебника.

6. В первой ее, онтологической, части говорится о происхождении и предназначении человека, подробно описываются его природные свойства в целом согласно трехчастной схеме разделения человеческой природы на дух, душу и тело. Особое внимание уделяется важному понятию «сердце», понимаемому в соответствии со святоотеческим богословием как единый, гармонизирующий все силы центр человеческого существа. Даются представления об образе Божием в человеке и его личности, раскрывается понятие о свободе человека. Второй раздел книги посвящен реалиям падшего мира, в котором центральными понятиями выступают зло, грех, греховное повреждение человеческой природы, тление, смерть.

7. Третья часть издания - сотериология - наиболее обширна и включает в антропологическом аспекте весь раздел догматического богословия о Христе и Его спасительной миссии в мире. Это вполне оправданно, потому что учение о спасении во Христе является центральным для церковной антропологии, как и для всякой богословской науки. Христианство христоцентрично по сути. Для нас важен не только человек в его наличной реальности - человек, поврежденный грехом, с искаженной природой, но и прежде всего человек, каким он должен быть и каким он стал во Христе и во святых Его. Автор подчеркивает, что ключевым понятием в учении о человеке с точки зрения его призвания и целей является обОжение посредством соединения со Христом. Отец Вадим уверен, что подлинные антропологические знания должны содействовать духовному возрастанию человека и в конечном итоге его спасению во Христе.

8. Наконец, в четвертом разделе представлены основные положения христианской эсхатологии. Изложено церковное учение об участи людей в вечности после Второго пришествия Господа и кончины мира. Как отмечает автор, в антропологии далеко не по всем вопросам имеются авторитетные церковные суждения. Поэтому, о. Вадим дает собственные интерпретации, не исключающие возражений. Ряда предметов автор касается вскользь и в целом вынужден ограничиться рассмотрением лишь начальных антропологических понятий — ибо предмет изложения поистине необъятен.

***

Как отмечает автор, знание христианской антропологии в определенной степени необходимо каждому христианину, чтобы понимать и правильно проходить путь духовной жизни. Не случайно свт. Феофан Затворник свои письменные духовные наставления, собранные впоследствии в замечательную книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», начинает с изложения основ православной антропологии, а потом уже переходит к практической аскетике. Эта книга представляет собой опыт системного изложения православного учения о человеке на основе Священного Писания и святоотеческого наследия. Автор надеется, что его труд поможет читателям войти в мир православного понимания человека и не только обогатит их знаниями, но и поможет на пути личного восхождения к Богу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать