У книжной полки. И.М. Концевич. Оптина пустынь и ее время

6 июля 2020 г.

Когда студенту Духовной Академии Ивану Михайловичу Концевичу предстоял выбор темы для кандидатского сочинения, он хотел написать об Оптиной Пустыни и ее старцах. При изучении данной темы он увидел, что вопрос о сущности старчества совершенно не освещен в богословской науке. Мало того, встречались неправильные и противоречивые мнения, не было даже определения понятия старчества. Поэтому писатель начал с самого начала: с объяснения духовного делания и его возникновения в истории, а в частности - и в духовной жизни нашего народа, так как духовная жизнь народа связана с духовной жизнью монашества. Плодом этого явилась книга «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси». В ней было выражено православное миросозерцание с исторической перспективой. Этот труд послужил введением для следующего – его продолжением стала книга под названием «Оптина Пустынь и ее время».

***

1. Автор этой книги - Иван Михайлович Концевич - родился в Варшаве 13 октября 1893 г., где его отец занимал должность в судебном ведомстве. При переходе его отца на должность податного инспектора, семья, после нескольких лет жизни в Прибалтике, переселилась на Украину. Иван Михайлович окончил в Полтаве гимназию и поступил в Киевский Университет на математический факультет. Военные события в 1915 г. вынудили его перейти в Харьковский Университет. В этот период своей жизни Концевич жил в доме о. Николая Загоровского, которому часто прислуживал в церкви и постоянно сопровождал его. В 1916 году посетил Оптину пустынь и с тех пор находился под духовным руководством старцев.

2. Участвовал в Гражданской войне. В Галлиполи окончил Военное Инженерное Училище и был произведен в офицеры. В 1930 г. окончил физико-математический факультет Сорбонны, одновременно зарабатывая физическим трудом. Стал специалистом по электрификации. Во время НЕПа, когда приоткрылась возможность переписки, Иван Михайлович стал пользоваться непосредственным руководством преподобного Нектария Оптинского. Мать его непрерывно ездила к старцу с младшим сыном, ставшим впоследствии епископом. Старец Нектарий входил во все подробности жизни Концевича и давал ему письменные указания и наставления. Так продолжалось до смерти старца. В 1948 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси».

3. В этом кандидатском сочинении Концевич попытался осветить сущность подвига трезвения и умной молитвы, приводящих к Богообщению, и связанного с этим подвигом благодатного старчества. Автор сочетал богословский и исторический подходы, чтобы показать, как умное делание развивалось в древнем монашестве на Востоке и в России в 10-17 веках. Во время учебы в Свято-Сергиевском богословском институте неоценимую помощь Ивану Михайловичу оказывала его жена, Елена Юрьевна, собиравшая фактический материал для будущей книги в библиотеках Парижа. Концепцию и аргументацию развивал Иван Михайлович. В годы работы над этим трудом у него и родилась идея написать трилогию.

4. Она виделась ему в трех книгах: «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси», «Старец Паисий и его ученики», «Оптина Пустынь и ее время». Первая часть трилогии, «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси», была издана в 1952 году. Она во многом повторяла кандидатскую диссертацию Ивана Михайловича. Работа над следующими томами трилогии продолжалась уже в США, куда Концевичи переехали в этом же году. Но свой труд об Оптиной Пустыни Иван Михайлович закончить не успел. Он скончался 6 июля 1965 года в Сан-Франциско. После смерти писателя его вдове Елене Юрьевне и его другу Глебу Подмошенскому удалось завершить трилогию профессора Концевича, сведя материалы 2 и 3 тома в одну книгу «Оптина Пустынь и ее время».

5. Впервые эта книга была издана в 1970 году Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле (США) и с тех пор пользуется неизменным интересом читателей, поэтому уже многократно переиздавалась, сначала за рубежом, а потом и у нас в стране. В предисловии книги автор пишет: «Вместе с христианством было перенесено на Русь и то духовное делание древних египетских пустынников, которое развивалось впоследствии среди монашества в Византийской Империи на протяжении более 1000 лет её существования.

6. В XV столетии, когда Русь потеряла связь с Христианским Востоком, вследствие нашествия турок, это внутреннее делание было забыто. И когда в конце 18 века его возродил в Молдавии схиархимандрит Паисий Величковский, оно – это делание, многим показалось небывалым новшеством. С момента его проникновения в Россию, Оптина Пустынь явилась главным средоточием этого подвига и связаннаго с ним старчества. В Оптиной оно передавалось около 100 лет из поколения в поколение и прервалось только с разгромом этого монастыря большевиками. Этой теме я посвятил всю свою жизнь». Как уже отмечалось вначале программы, Иван Михайлович, еще будучи учащимся духовной школы, изучил всю литературу, касающуюся Оптиной Пустыни и ее старцев. Исследовал он и тему старчества.

7. В вводных главах этой книги раскрывается понятие старчества и прослеживается его история в России в 18-19 веках. Особое внимание автор уделяет жизни и подвигам преподобных старцев Оитинских. По словам автора, «значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем того духовного возрождения, возникшего в конце 18-го века в России. Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись бл8. агодатные дары первых веков монашества. Они – эти дары, получили полное выражение в особом служении – старчестве.

8. Действительно, - пишет Концевич, - оптинские старцы отличались высшим из всех даров – даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое – как в апостольские времена это творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее». В этой книге содержатся рассказы о старцах, их письма и поучения, драгоценные воспоминания современников и духовных чад, в числе которых был и сам Концевич. Его книга интересна, познавательна и поучительна до сих пор и очень востребована читателями.

***

Эта книга была и остается одной из лучших работ об Оптиной Пустыни. В ней передан высокий дух Оптиной Пустыни и ее старцев, их благотворное влияние на русское общество, русскую мысль и русскую литературу 19 века. Очень важно и то, что автор книги - талантливый и благочестивый человек, который застал еще старую Оптину, всю жизнь питался от ее животворных корней и сумел донести свой опыт общения с ее святыми старцами до нас. Это не только исследование богослова, но и живое свидетельство многих очевидцев, и яркий памятник русской духовной литературы 20 столетия.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать