У книжной полки. Л.В. Сурова. Оглядываясь на заповеди

21 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Настоящая духовная жизнь начинается тогда, когда человек обретает внутреннюю систему истинных ценностей. Это происходит в период настоящего воцерковления - человек не просто осмысливает истины веры, но на их основе формируются его личные идеалы и убеждения. Созидание себя - строительство Небесного града - происходит не по мановению волшебной палочки, а большими усилиями, многодневным трудом души. А как об этом духовном подвиге разговаривать с детьми, как подготовить их к предстоящим испытаниям, что ждут каждого христианина на пути к Богу? С чего начинать, что главное? И может ли педагог как-то способствовать этому? Конечно да, - считает Людмила Васильевна Сурова, автор книги - «Оглядываясь на Заповеди. Педагогическая подготовка к исповеди».

***

1. В книге «Оглядываясь на Заповеди» бакалавра богословия, члена Союза писателей России, педагога Людмилы Васильевны Суровой обобщен многолетний опыт работы с детьми и взрослыми в области духовного воспитания. В книге освещены теоретический, методологический и практический аспекты воспитания покаянного сознания. Книга может быть полезна учителям, родителям и всем интересующимся вопросами духовного воспитания. Открывает книгу статья, которая называется - «Дети и покаяние». За ней следует основная, более обширная часть книги, в которой представлены беседы для педагогов и родителей по педагогической подготовке к исповеди «Оглядываясь на заповеди».

2. Этот тематический спецкурс был разработан и читался для слушателей Курсов Православных педагогов при Отделе Религиозного образования и катехизации Московского Патриархата 1998-2003 годах. Автор считает, что прежде чем начинать беседу о Заповедях, надо подчеркнуть, что это не опыт человеческой жизни, Заповеди не рождены людьми, это не афоризмы человеческой мудрости. Заповеди - это Священное Откровение: Гос­подь открыл народу Своему, что есть добро и правда. А потом надо посмотреть, соглашается ли с этим Божиим Законом наше сердце. В общем-то, оно с Ним соглашается. Вот что удивительно: не зная Заповеди - мы знаем их, Господь начертал их в нашем сердце. Значит, задача педагога, родителя - соединить это внутреннее не проявленное знание сердца с Откровением Церкви.

3. Подготовка к исповеди есть разговор со своим сердцем, но не один на один, а при свете десяти светильников - Заповедей Божиих. О них и идет речь в этой части книги. Следующая часть сборника называется «Готовимся к Исповеди». По словам автора, «педагогическая подготовка к исповеди может быть различной, покаянная дисциплина воспитывается годами. Хорошо, когда эти труды начинаются в детстве, дома, в воскресной школе. Накоплено уже много содержательных и методических материалов по введению детей в церковную жизнь. Так, к примеру, в помощь учителям и родителям, которые хотят развить в детях покаянное сознание, автором был разработан специальный цикл бесед «Педагогическая подготовка к исповеди».

4. Как отмечает Людмила Васильевна, по этой методике работали многие, так что можно сказать - испытание временем она прошла. Для этой книги она выбрала несколько бесед, которые проводились в паломнических поездках и экскурсиях. Автор  считает, что это – очень благоприятное время для духовного просвещения: дети вместе со взрослыми готовились к Исповеди, Причастию, и беседы о церковной жизни возникали естественно. Материал в книге представлен в тезисах и по необходимости и обстоятельствам может быть развернут, но стоит отметить, что он охватывает не какую-то отдельную тему, а вводит в саму христианскую жизнь, дает цельное представление о ней. Беседы могут быть дополнены изобразительными и звуковыми материалами, или живыми рассказами, и могут выполнять роль необходимого вступления к разговору о Десяти Заповедях.

5. Кроме этих бесед автор предлагает использовать в работе с детьми и слайд-фильмы. По мнению опытного педагога, слайды - это большое подспорье и учителю, и родителю. С помощью этого «живого» наглядного пособия можно дать детям высокие духовные образы, которые им необходимы. Опыт подтверждает, что образное богословие за счет своей зримости живет в сердце ребенка дольше, чем слово. Дети сегодня слышат так много общих фраз, и с такой легкостью им научаются, что слово правды они не могут выделить из ряда разнообразных речей, и тем более не могут принять его как закон. Нужно создать особое пространство внимания и внутренней тишины, чтобы настоящее слово было воспринято детьми.

6. По словам автор, слайд-фильм - это не кино, это череда слайдов, которые перемежаются вопросами учителя (а когда и учеников), ответами, уточнениями,  различными сопоставлениями, короткими рассказами из опыта, новыми знаниями. Но ведущим здесь, что важно знать - является картинка слайда, и этим ребенок освобождается от поводка учительского голоса и каждый новый кадр воспринимает сам, пребывая какое-то время наедине с образом. Слайд-фильм - это особый диалог, где изображение на экране - это третий голос между педагогом и детьми. С другой стороны, пока ребенок смотрит слайды, он нацелен на восприятие, на уяснение духовных основ церковной жизни. Если и задает вопросы, уточняет что-то, то все это лежит в области его интересов, а не его личной жизни и опыта. О себе он, в общем-то, молчит - и это правильно. Но священные образы не оставляют сердце равнодушным, у детей появляется некая нацеленность, тяга к духовной жизни.

7. Однако этого недостаточно, ведь ребенок пока еще не заглянул в себя, не увидел своей неправды, не захотел освободиться от нее. Исповедь начинается тогда, когда человек ищет спасения от своих грехов. Поэтому даже хорошая катехизация, то есть объяснение основ Закона Божия, как правило, не пробуждает покаянного сознания в людях. Оно приходит постепенно, когда человек начинает смотреть на все через Евангелие, исповедовать Его, то есть пытаться жить по Нему - вот тогда и начнется его покаянный путь. Как начинать этот путь с детьми? Чужой, даже духовный опыт детям нужен в строго дозированных количествах - у них свой весь впереди.

8. Но чтобы этот свой появился, чтобы жизнь во множестве фактов, желаний и событий стала осознаваться, что хорошо, что плохо - нужна шкала ценностей. Это Святые Заповеди. Предлагаемый слайд-фильм - вступление к ним. Дальше следует знакомое педагогическое действие - хотим воспитать христианина, надо выработать простой навык - оглядываться на Заповеди. Вот эта-то оглядка и будет регулироваться совестью, обличать изнутри, гнать на исповедь, чтобы истреблять плевелы из сада Божьего - своей души.

***

В предисловии автор книги пишет, что  педагоги «должны осознавать главную цель всех занятий и подготовительных бесед к исповеди - выработать у детей жизненный навык оглядываться на Заповеди Божий. Знание, умение, навык. Узнает ребенок смысл и значение этих Святых Законов жизни, узнает, что может сам их укреплять, а может и разрушить, узнает, что от Жизни Вечной может уводить себя своеволием, а может растить в себе мужество, становиться воином Христовым; узнает путь святости - будет сам пробовать, а Господь - поддерживать. Когда возникнет умение исповедоваться и когда оно перейдет в навык - неизвестно, но важно не мешать и не уводить в сторону от главной дороги. Заповеди просты, а жить по ним трудно. Но они освещают нам путь Спасения. И если будет лежать в фундаменте этот камень, строительство града Божиего в душе непременно начнется - и исповедь станет ребенку нужна».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​