Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Эта книга знакомит с жизнью и эпистолярным наследием замечательного московского пастыря рубежа 19-20 веков, принадлежавшего к поколению новомучеников и тесно связанного со многими из них, протоиерея Иосифа Ивановича Фуделя. В первом разделе представлены его письма, часть которых публикуется впервые, и воспоминания о его старшем друге, писателе и мыслителе Константине Николаевиче Леонтьеве. Второй раздел составили воспоминания о нем самом. Одни из них издавалась ранее, другие печатаются впервые.
В предисловии книги автор вступительной статьи Надежда Валерьевна Винюкова пишет: «Русская Православная Церковь на рубеже 19-20 веков, в условиях значительных социально-экономических и политических перемен и констатируемого современниками и исследователями духовного кризиса, особенно остро нуждалась в пастырях-подвижниках, готовых примером своей жизни, своим словом и способностью организовать приходскую жизнь служить нравственным и духовным ориентиром для всех сословий Российской империи. На фоне растущей секуляризации, бурного развития прессы, появления множества общественных организаций, подъема революционных настроений, размывания сословий духовенство как никогда должно было быть способным отвечать на вызовы времени.
Однако именно в это непростое время авторитет духовенства падал. И при таких условиях принял сан отец Иосиф Фудель. Будучи известным московским пастырем рубежа 19-20 веков, он остался забытым почти на век. Долгое время имя отца Иосифа можно было увидеть лишь в работах о его сыне, духовном писателе Сергее Иосифовиче Фуделе или философе Константине Леонтьеве, близким другом которого он был, непосредственное обращение к его биографии произошло лишь в последние годы. Для нас, - отмечает Надежда Валерьевна, особо значимо, что вышел он из секулярной среды, происходил не из духовного сословия.
Как пишет о нем один из его современников, «по своему роду Иосиф Иванович далеко не чисто русской крови. Отец его, хотя считался русским и был православного исповедания, но какого-то мешаного польско-немецкого происхождения, а мать его, Аделаида Антоновна, урожденная Червинская, была и совсем полька и даже католичка. Она приняла православие лишь в угоду сыну, на склоне дней. Отец Иосифа Ивановича, Иван Дмитриевич Фудель служил чиновником военного ведомства в Канцелярии Владимирского Драгунского полка. Вместе с полком он переходил из одного города в другой. На одной из этих стоянок, не то в Гродне, не то в Замостъе, и родился у него сын Иосиф, на самое Рождество Христово. Окрещен же он был, в день Крещения Господня. На судьбах будущего священника, с первого появления на свет, как будто символически запечатлелась связь со Христом».
Годы отрочества проходили в Коломне, Минске и Рязани. Когда пришло время, он с успехом окончил юридический факультет Московского университета, поступил на службу в Московский окружной суд… а через четыре года оставил службу, чтобы стать священником. Таким образом, жизненный путь отца Иосифа, по словам Винюковой, развивался нелинейно, что дает исследователю его биографии выход на вопросы, простирающиеся за пределы исключительно церковной истории. Это связано как с его происхождением, так и с разными по своей специфике местами службы (Северо-Западный край, Бутырская тюрьма, арбатский приход), а также разноплановостью его деятельности (литературная, издательская, благотворительная, приходская, просветительская).
Его облик подробно описал Лев Александрович Тихомиров, близко знавший его с 1892 г.: «Он был красив и строен, и весь как-то запечатлен духовностью. <...> С него хорошо было бы писать образ Спасителя: так много в нем выражалось духовного и так мало материального. Все у него было чисто, красиво, изящно. К этому общему типу хорошо подходил даже голос слабый, не знавший громких нот. Физически, кстати сказать, он был слаб, легко простужался и болел. Но нервная сила все преодолевала; он работал удивительно много». Отец Иосиф являл собой пример подвижнического поведения православного священника. Несмотря на эсхатологическое настроение, свойственное в том числе и многим близким ему современникам, он все силы отдавал на то, чтобы усилить Церковь, укрепить ее, воцерковить жизнь.
Сохранившиеся воспоминания очевидцев об отце Иосифе и его переписка, которые представлены на страницах этой книги, дополняют друг друга, привнося новые данные к его интеллектуальной биографии, выводя его из деятелей второго ряда на передний план, высвечивая круг общения и волнующих его проблем, степень его востребованности в церковной среде. Возвышенный образ, рисуемый сыном, Сергеем Иосифовичем Фуделем, Львом Александровичем Тихомировым и Сергеем Николаевичем Дурылиным, близок к иконописному. Мозаичность сложившегося образа отражается в воспоминаниях Сергея Фуделя, которые отличаются тем, что при написании текста автор использовал семейный архив.
Очерк Дурылина носит несколько «интеллигентский» характер, порой он даже чрезмерно поэтичен. Очерк Тихомирова (точнее, глава из его мемуарной книги «Тени прошлого»), к сожалению, не был им завершен в полной мере (автор даже указал, что остался недоволен собой и собирается его переписать). Тем не менее, даже в таком состоянии для нас это важное и весьма подробное свидетельство о жизни отца Иосифа на протяжении четверти века. Следующие по важности — воспоминания, написанные близкой духовной дочерью, в которых Фудель представлен дорогим автору простым и живым человеком.
***
Особые черты к портрету привносят и другие очерки, представленные на страницах этой книги. Написанные со свежей горечью (в 1919 году) или с ностальгической теплотой (в 1950-х), они складываются в портрет не только внешний, но и внутренний. «Подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил...» Эти слова апостола невольно вспоминаются, когда передо мной встает образ отца Иосифа Фуделя с ласково-серьезным выражением иконописно-исхудалого лица, - так писал Лев Александрович Тихомиров. Он отмечал, что подвиг отца Иосифа был не из тех, о которых шумит мир: это подвиг внутреннего духовного созревания», плоды которого многократно возросли на всех полях его разносторонней пастырской деятельности.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 30 марта
День ангела. 30 марта
Церковный календарь 30 марта. Родительская суббота. Преподобный Парфений Киевский
Евангелие 30 марта. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист
Читаем Апостол. 30 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!