***
1. Книга Жан-Клода Ларше «Обратная сторона новых медиа» вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. В предисловии книги автор пишет: «Пожалуй, никто сегодня не станет оспаривать положительный вклад новых медиа с точки зрения доступности коммуникации, информации, различных сфер культуры, и вскоре никто уже не сможет обойтись без них, поскольку общество активно интегрирует их в методы деятельности всевозможных своих социальных, административных, коммерческих, образовательных и даже религиозных структур. Считается, что новые медиа вызвали в жизни нашего общества переворот, сравнимый с изобретением электричества и современных средств передвижения. Однако есть большая разница между новыми средствами информации и коммуникации и прочими изобретениями, кардинально изменившими жизнь современного человека.
2. Никакие другие изобретения не отнимали так много времени в нашей повседневной жизни, не требовали такого постоянного внимания и вовлеченности, не изменяли в такой мере условия и методы нашей деятельности, не вторгались так глубоко в нашу частную, семейную и личную жизнь, не проникали в такой степени в нашу психику. Никакие иные приспособления не изменили так наше отношение к пространству и времени, наше видение мира, наши отношения с окружающими, наши представления о самих себе, характер и ритм нашей работы и отдыха, принципы нашего взаимодействия и природу, структуру и образ нашей психической и интеллектуальной жизни. И никакие другие технологии, по масштабам своего влияния на все эти сферы, составляющие основу нашего существования, не оказали столь сильного воздействия на нашу духовную жизнь.
3. Множество хвалебных статей и книг посвящено достоинствам и преимуществам этих новых средств информации. Цель данного эссе состоит не в том, чтобы присоединить свой голос к этому хвалебному хору, что было бы излишним. А в том - и это сейчас не очень популярно, хотя и чрезвычайно полезно, - чтобы предложить критически осмыслить использование этих новых средств коммуникации». В наше время они очень широко распространились и, «как оказалось, имеют множество негативных последствий, которые сами пользователи, даже частично отмечая их у себя, своих детей или близких, не способны вполне осознать и оценить».
4. В своей книге автор, опираясь на исследования современных мыслителей и ученых, специализирующихся в области культурологии и коммуникационных наук, делает глубокий и подробный анализ тех разрушающих последствий, которые новые медиа порождают в культурной, социальной, психической, интеллектуальной, семейной и особенно духовной - сферах человеческой жизни. Это помогает осознать, какому негативному влиянию подвергаемся мы и наши дети, понять, как регулярный просмотр телевизора, социальных сетей и интернет-магазинов сказывается на нашем здоровье, психике, отношениях с ближними и духовной жизни.
5. Первоочередной же задачей автора было не только проанализировать потенциальные результаты и патологические эффекты внедрения новых медиа, но и научить контролировать и ограничивать их использование там, где оно может привести к нежелательным последствиям. Именно с этой целью Жан-Клод Ларше предлагает ряд профилактических и терапевтических мер, которые позволят оградить себя и своих детей от вредоносного воздействия новых медиа, избавиться от интернет-зависимости и восстановить свою психическую и духовную идентичность. Но прежде чем предложить эти терапевтические и профилактические меры, автор предлагает установить диагноз и составить прогноз патологий, которые новые медиа порождают в жизни человека.
6. Взять, к примеру, отношения, построенные при помощи новых медиа. Они, как отмечает автор, носят виртуальный, абстрактный характер, они не затрагивают телесную ипостась человека, лишены весомости, наполненности, нюансов и всей визуальной и чувственной палитры реальных отношений. Даже когда есть возможность видеть фото или видеоизображения собеседников, это не дает ощущения реального присутствия, о чем свидетельствует невольная реплика, которую часто можно услышать при общении по скайпу: «Мне тебя не хватает!» Как это ни парадоксально, такие отношения могут завязаться между изолированными людьми, которые никогда не встречались, а зачастую и не хотели бы встретиться из страха разочаровать или разочароваться. Социальные сети, как правило, стремятся заменить реальные сообщества виртуальными. Но они не имеют того человеческого тепла и духовного наполнения, которые свойственны реальным сообществам.
7. Другой пример. Современный человек все чаще использует новые медиа для того, чтобы избавиться от скуки и скоротать время. В первую очередь это относится к телевидению, которое, вопреки распространенному мнению, новые медиа не вытеснили из нашей жизни. Согласно исследованиям, среднестатистический зритель старше 15 лет тратит на просмотр TV около четырех часов в день. Это означает, что человек, проживший 80 лет, проводит 11 из них перед экраном. Если добавить к этому время, потраченное на просмотр интернет-страниц, написание электронных писем и текстовых сообщений, то цифра получится еще более устрашающая.
8. Интернет-серфинг, по словам автора, имеет свойство быстро и незаметно поглощать время. Эта особенность возникает из-за увеличения числа физических и умственных действий, постоянных перемещений с одной страницы на другую. Все это приводит к тому, что для современного человека время течет слишком быстро, и он растрачивает его впустую. А между тем каждый из нас должен ответственно относиться к своему времени, потому как это дар Божий. И это лишь два примера о влиянии новых медиа на нашу жизнь, о которых рассказывает автор со страниц этой книги.
***
Гаджеты, интернет-коммерция и современные технологии дают человеку ощущение свободы и власти. Взяв в руки смартфон, мы одним касанием пальца можем запустить в своем доме умное устройство. Всего за несколько кликов можем купить различные товары из любого уголка планеты. Создается впечатление, что интернет делает для нас доступным весь мир. Это способствует формированию убеждения, что мы не подчиняемся пространственно-временным законам и даже обладаем особыми качествами, присущими Богу. Но так ли реальны свобода и власть, которые дают нам технологии? Не накладывают ли они на нас новые ограничения? Об этом и многом другом читайте в книге Жан-Клода Ларше «Обратная сторона новых медиа».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
От преподобного Сергия до Покрова. Священник Константин Корепанов
Этот день в истории. 12 октября
День ангела. 12 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!