У книжной полки. О Нагорной проповеди Господа. О попечении в отношении усопших. Блаженный Августин

17 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Если кто с благочестием и рас­судительностью рассмотрит проповедь, ко­торую Господь наш Иисус Христос произ­нес на горе, как мы читаем ее в Евангелии от Матфея, он обнаружит в ней, как я ду­маю, то, что принадлежит лучшим нравам и совершенному образу христианской жиз­ни. Мы смеем утверждать это не бездумно, но заключая из слов Самого Господа. Ибо проповедь завершается так, что становит­ся очевидным: в ней содержатся все запове­ди, которые относятся к устроению жизни». Такими словами начинается одно из сочинений святого отца Западной Церкви IV-V веков блаженного Августина, епископа Гиппонского, посвященное толкованию одного из важнейших мест Евангелия — Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа. Это сочинение вкупе с другим трудом блаженного Августина под названием «О попечении в отношении усопших», составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.

***

1. Итак, в эту книгу, выпущенную в свет издательством Сибирская Благозвонница, вошли два небольших, но известных сочине­ния блаженного Августина, епископа Гиппонского: «О На­горной проповеди Господа» и «О попечении в отношении усопших». Перевод этих сочинений сделан док­тором исторических наук, профессором ка­федры всеобщей истории и международных отношений Ивановского государственного университета Владимиром Михайловичем Тюленевым. Примечания и комментарии к публикуемым сочинениям выполнены доцентом Московской духовной академии, кандидатом философских наук, кандидатом богословия Павлом Кирилловичем Доброцветовым. И как в предисловии отмечает Павел Кириллович, письменное наследие блж. Августина обширно: это автобиографические, догмати­ческие, полемические, экзегетические, апо­логетические и философские сочинения, проповеди и письма.

2. Много и плодотворно блж. Августин работал в области экзегети­ки. Он оставил после себя творения, в кото­рых содержится как разбор самих принципов и подходов к толкованию библейского тек­ста, так и собственно толкования Священ­ного Писания, где он применяет эти прин­ципы на практике. Важное место среди них и занимает сочинение «О Нагорной пропо­веди Господа», состоящее из двух бесед или книг, каждая из которых посвящена толкованию фундаментального для христианина фрагмента евангельского текста — Нагорной проповеди, включающей в себя также Господню молитву (см. Мф. 5-7). Точная датировка произведе­ния не известна. Издатели датируют это произведение периодом между концом августа 392 и концом 396 года.

3. Нагорная проповедь, обращенная, в от­личие от некоторых иных поучений Христа, к самому широкому кругу слушателей, заклю­чает в себе учение о спасении и основоположения христианской нравственности. Само наименование ее «Нагорной» в христианской традиции восходит как раз к названию, кото­рое Августин дал ей в рассматриваемом со­чинении. По его словам, «эта проповедь содержит все заповеди, на которых зиждется христианская жизнь». Экзегетический метод блж. Августина в данном произведении характеризуется тем, что автор трактует отдельные стихи или груп­пы стихов в буквальном смысле. И действи­тельно, подчас Августин старается увести своих читателей от поиска аллегорическо­го понимания некоторых мест евангельско­го текста.

4. Возможно, что аллегоризм не был близок весьма рационально мыслящему Ав­густину с его девизом «верую, чтобы знать», но полностью уйти от иносказательного тол­кования он не может. Святой отец, стре­мясь пробудить христианскую мысль своей аудитории, ставит вопросы через поиск внеш­них противоречий и «несостыковок» в еван­гельском тексте и приводит их разрешение. Он прослеживает в Нагорной проповеди со­отношение и преемственность Ветхого («низ­шие заповеди») и Нового («высшие запове­ди») Заветов. Для Августина в его полемике против манихеев важно, что «выс­шие заповеди даются ради [обретения] Цар­ствия Небесного, а низшие были даны ради царствия земного одним и тем же Богом, со­творившим и небо, и землю».

5. В са­мих заповедях Божиих Августин различает три степени модальности: «Одно дело — когда что-то заповедуется, другое — советуется, третье — допускается». В толкова­нии Нагорной проповеди святой отец дает определения важным евангельским терми­нам. Особенность истолкования блж. Авгу­стином содержания Нагорной проповеди заключается в выстраивании системы сту­пеней на пути души к богопознанию и спа­сению, которые соответствует числу еван­гельских заповедей блаженства. При этом автор сопоставляет их с прошениями мо­литвы «Отче наш» и дарами Святого Духа из Книги пророка Исайи. Получается бога­тая смысловая палитра, дающая пищу для строгого систематического богословского мышления Августина.

6. Второе сочинение блж. Августина, публикуемое здесь, — «О попечении в от­ношении усопших» — было написано автором око­ло 424-425 годов, незадолго до кончины, и адресовано другому известному западному святому — современнику блж. Августи­на свт. Павлину Ноланскому, с которым первый регулярно обменивался письмами. Работа эта касается такой актуальной для человечества со времени грехопадения Адама и до всеобщего воскресения темы, как смерть, а отсюда и темы отношения к умер­шим людям, их душам и их телам. Это отношение блж. Августин выражает словом «забота».

7. В представлении автора, и вообще в христиан­ском представлении, человек как существо целостное, состоящее из тела и души, нуж­дается и после смерти в заботе. Однако тело и душа неравнозначны по своему аксиологическому (ценностному) статусу, и носителем сознания является душа, отделяющаяся после смерти от тела и оказывающаяся в ожидании всеобщего воскресения и последнего Суда в неких сообразных ее жизни невидимых для телесного взора местах обитания. Поэтому и заботу, по мнению блаженного автора, нужно проявлять в отношении прежде всего души, а не тела: церковным литургическим поми­новением, личными молитвами и милосты­нями в память усопших.

8. В этом сочинении блж. Августин также опровергает ложное мнение о том, что погре­бение тела умершего рядом с местом захоро­нения святого, пышные похороны «автома­тически» приносят пользу душе усопшего, а также мнение о том, что душа после смерти испытывает страдания, если принадлежавшее ей тело не погребено подобающим образом. Главный акцент, повторим еще раз, святой отец делает на пользе молитв об усопших, совершаемых как близкими, так и всей Церковью, причем пользе и для душ самих усоп­ших, и для душ, молящихся о них, ибо всякая искренняя молитва приближает нас к Богу.

***

Стоит отметить, что сочинения блаженного Августина, епископа Гиппонского «О На­горной проповеди Господа» и «О по­печении в отношении усопших», вошедшие в эту небольшую книгу, впервые издаются на русском языке полностью, и касаются они вопросов, волнующих всякого христиани­на: как спастись и что ожидает нас после смерти. Повторим, что первое сочинение посвящено толкованию Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, заключающей в себе учение о спасении и основоположения христианской нравственности. Второе рассматривает такую актуальную для человечества тему, как смерть и отношения к умершим людям, их душам и их телам. Книга предназначена для широкого круга православных читателей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​