Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Итак, в эту книгу, выпущенную в свет издательством Сибирская Благозвонница, вошли два небольших, но известных сочинения блаженного Августина, епископа Гиппонского: «О Нагорной проповеди Господа» и «О попечении в отношении усопших». Перевод этих сочинений сделан доктором исторических наук, профессором кафедры всеобщей истории и международных отношений Ивановского государственного университета Владимиром Михайловичем Тюленевым. Примечания и комментарии к публикуемым сочинениям выполнены доцентом Московской духовной академии, кандидатом философских наук, кандидатом богословия Павлом Кирилловичем Доброцветовым. И как в предисловии отмечает Павел Кириллович, письменное наследие блж. Августина обширно: это автобиографические, догматические, полемические, экзегетические, апологетические и философские сочинения, проповеди и письма.
2. Много и плодотворно блж. Августин работал в области экзегетики. Он оставил после себя творения, в которых содержится как разбор самих принципов и подходов к толкованию библейского текста, так и собственно толкования Священного Писания, где он применяет эти принципы на практике. Важное место среди них и занимает сочинение «О Нагорной проповеди Господа», состоящее из двух бесед или книг, каждая из которых посвящена толкованию фундаментального для христианина фрагмента евангельского текста — Нагорной проповеди, включающей в себя также Господню молитву (см. Мф. 5-7). Точная датировка произведения не известна. Издатели датируют это произведение периодом между концом августа 392 и концом 396 года.
3. Нагорная проповедь, обращенная, в отличие от некоторых иных поучений Христа, к самому широкому кругу слушателей, заключает в себе учение о спасении и основоположения христианской нравственности. Само наименование ее «Нагорной» в христианской традиции восходит как раз к названию, которое Августин дал ей в рассматриваемом сочинении. По его словам, «эта проповедь содержит все заповеди, на которых зиждется христианская жизнь». Экзегетический метод блж. Августина в данном произведении характеризуется тем, что автор трактует отдельные стихи или группы стихов в буквальном смысле. И действительно, подчас Августин старается увести своих читателей от поиска аллегорического понимания некоторых мест евангельского текста.
4. Возможно, что аллегоризм не был близок весьма рационально мыслящему Августину с его девизом «верую, чтобы знать», но полностью уйти от иносказательного толкования он не может. Святой отец, стремясь пробудить христианскую мысль своей аудитории, ставит вопросы через поиск внешних противоречий и «несостыковок» в евангельском тексте и приводит их разрешение. Он прослеживает в Нагорной проповеди соотношение и преемственность Ветхого («низшие заповеди») и Нового («высшие заповеди») Заветов. Для Августина в его полемике против манихеев важно, что «высшие заповеди даются ради [обретения] Царствия Небесного, а низшие были даны ради царствия земного одним и тем же Богом, сотворившим и небо, и землю».
5. В самих заповедях Божиих Августин различает три степени модальности: «Одно дело — когда что-то заповедуется, другое — советуется, третье — допускается». В толковании Нагорной проповеди святой отец дает определения важным евангельским терминам. Особенность истолкования блж. Августином содержания Нагорной проповеди заключается в выстраивании системы ступеней на пути души к богопознанию и спасению, которые соответствует числу евангельских заповедей блаженства. При этом автор сопоставляет их с прошениями молитвы «Отче наш» и дарами Святого Духа из Книги пророка Исайи. Получается богатая смысловая палитра, дающая пищу для строгого систематического богословского мышления Августина.
6. Второе сочинение блж. Августина, публикуемое здесь, — «О попечении в отношении усопших» — было написано автором около 424-425 годов, незадолго до кончины, и адресовано другому известному западному святому — современнику блж. Августина свт. Павлину Ноланскому, с которым первый регулярно обменивался письмами. Работа эта касается такой актуальной для человечества со времени грехопадения Адама и до всеобщего воскресения темы, как смерть, а отсюда и темы отношения к умершим людям, их душам и их телам. Это отношение блж. Августин выражает словом «забота».
7. В представлении автора, и вообще в христианском представлении, человек как существо целостное, состоящее из тела и души, нуждается и после смерти в заботе. Однако тело и душа неравнозначны по своему аксиологическому (ценностному) статусу, и носителем сознания является душа, отделяющаяся после смерти от тела и оказывающаяся в ожидании всеобщего воскресения и последнего Суда в неких сообразных ее жизни невидимых для телесного взора местах обитания. Поэтому и заботу, по мнению блаженного автора, нужно проявлять в отношении прежде всего души, а не тела: церковным литургическим поминовением, личными молитвами и милостынями в память усопших.
8. В этом сочинении блж. Августин также опровергает ложное мнение о том, что погребение тела умершего рядом с местом захоронения святого, пышные похороны «автоматически» приносят пользу душе усопшего, а также мнение о том, что душа после смерти испытывает страдания, если принадлежавшее ей тело не погребено подобающим образом. Главный акцент, повторим еще раз, святой отец делает на пользе молитв об усопших, совершаемых как близкими, так и всей Церковью, причем пользе и для душ самих усопших, и для душ, молящихся о них, ибо всякая искренняя молитва приближает нас к Богу.
***
Стоит отметить, что сочинения блаженного Августина, епископа Гиппонского «О Нагорной проповеди Господа» и «О попечении в отношении усопших», вошедшие в эту небольшую книгу, впервые издаются на русском языке полностью, и касаются они вопросов, волнующих всякого христианина: как спастись и что ожидает нас после смерти. Повторим, что первое сочинение посвящено толкованию Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, заключающей в себе учение о спасении и основоположения христианской нравственности. Второе рассматривает такую актуальную для человечества тему, как смерть и отношения к умершим людям, их душам и их телам. Книга предназначена для широкого круга православных читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Библейские крылатые выражения. За семью печатями
Учимся растить любовью. Молодежный проект Тихвинской епархии «По святым тропам»
У книжной полки. Вариации на тему любви и милости
Письма из провинции. 18 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!