Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Эта книга представляет собой переведенный с древнегреческого языка на церковнославянский «Новый Богородичник» - сборник богородичных канонов, который составил в конце XVIII века преподобный Никодим Святогорец. Основой книги стали рукописные каноны древних творцов, найденные им в монастырских книгохранилищах Святой Горы Афон. В предисловии книги протоиерей Сергий Правдолюбов рассказывает следующее: «В 2006 году в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла книга, название которой звучало для многих читателей непривычно». Называлась она - «Богородичник. Каноны Божией Матери на каждый день».
Между тем в Греческой Церкви сборники с аналогичным названием и содержанием (по-гречески «Феотокарии»), «употреблялись за богослужением еще в византийскую эпоху. А один из них, наиболее авторитетный, с середины XVII в. издавался типографским способом как самостоятельная богослужебная книга». По словам отца Сергия, «в Русской Церкви подобное собрание канонов, хотя большей частью другого подбора, существует уже несколько веков и предназначено, как и у греков, для чтения на повечерии. Но до сих пор оно не составляло отдельной книги, а всегда включалось в Октоих. Поскольку же чин повечерия в нашей приходской практике совершается крайне редко, это привело к тому, что значительный пласт богородичных текстов, связанный с именами великих византийских песнотворцев, фактически выпал у нас из литургического употребления.
Вот почему собранные, по греческому образцу, в отдельную книгу и изданные с комментарием, объясняющим их происхождение и место в нашем молитвенном обиходе, эти выдающиеся произведения православной гимнографии вызвали самый живой интерес читателей, о чем говорит неоднократное переиздание «Богородичника». Но, как отмечает отец Сергий, - в греческом церковном мире с конца XVIII столетия употребляется также и «Новый Феотокарий», составителем которого был выдающийся подвижник, богослов, гимнограф и духовный писатель преподобный Никодим Святогорец. Содержание книги составили 62 богородичных канона, носящие имена 22-х древних творцов, причем 59 из них, обнаруженные преподобным Никодимом среди рукописей в монастырских книгохранилищах Святой Горы Афон, до этого не издавались.
Следуя традиционному «Феотокарию», составитель распределил 56 из них по гласовой принадлежности, а внутри гласов - по дням недели, добавив к каждому канону этой группы по четыре стихиры (скорее всего, собственного сочинения); остальные же шесть канонов завершали сборник в качестве приложения. «Новый Феотокарий» доселе не был предметом всестороннего научного исследования, и потому нелегко сказать, насколько преподобный Никодим потрудился над ним как редактор. Не подлежит сомнению, однако, что при обнаружении схожих рукописей он тщательно их сличал и выбирал лучшие варианты чтения; одно из Никодимовых примечаний говорит также о его критическом подходе к авторской атрибуции отдельных канонов. Впервые напечатанный в Венеции в 1796 г. как «Венок Приснодевы, или Новый Феотокарий, разнообразный и прекраснейший осмогласный», Никодимов сборник многократно переиздавался в Греции.
Предваряя этот труд, преподобный Никодим Святогорец пишет: «Лицу Твоему помолятся богатыи людстии (Пс. 44:14) — пророчески обращается к Деве Богородице Ее праотец, и чрез Нее богоотец, пророк Давид, боговдохновеннейший из всех бывших от века песнопевцев. А к «богатым людстим» в высшей степени справедливо и уместно отнести священных и богоглаголивых певцов, представленных в настоящем Феотокарии. Ибо это те, кто выбран из людей обыкновенных и воистину богат, будучи исполнен не только даров внешней мудрости и знания, но гораздо более - святости вкупе с прочими боговидными и многоразличными дарованиями Святого Духа; те, кто молится и восхваляет лик Приснодевы в богосложенных и медоточивых песнопениях». Далее прп. Никодим перечисляет тех авторов, которые посвятили свои песнопения Пресвятой Богородице. Вот некоторые из них.
«Андрей Критский - началовождь всех певцов и печальногласный лебедь Церкви, Иоанн Дамаскин - преискусный и сладкогласный соловей Христов, Феофан Никейский Начертанный - приятноглаголивый и песнопевнейший дрозд, Иосиф Песнописец — многогласная и звонкая ласточка верных, Иоанн Евхаит - медовноглаголивый и чарующий сирин Духа Святого, Митрофан Смирнский — добровещанный петел Церкви, Феодор Студит - мусикийская цикада православных, Фотий Константинопольский - щебечущая и прекрасно поющая птица Церкви, Георгий Никомидийский - благозвучная и доброславная кифара, Феоктист Студит — десятострунная псалтирь, Павел Аморийский - громокошумная лира Духа, … Марк Эфесский — велегласная труба, … Калинник Ираклийский - пастырская кроткоувещательная свирель, … , и Фекла — пресладкое эхо».
По словам прп. Никодима, как в ветхом законе царя и пророка Давида, когда он воспевал псалмы свои пред Ковчегом завета, сопровождавший его народ, …, пел вместе с ним. Так и в новой благодати евангельской многие из народа … единую всестройную мелодию составили, молитвенно прославляя пред истинным и одушевленным Ковчегом, т.е. пред Царицей Небесной Богородицей, Богоматерний Ее лик в наиболее приличных Ее достоинству хвалебных песнопениях, испрашивая у Нее необоримого предстательства. В подражание им прочий весь христоименитый народ Господень, заимствуя сии песнопения, соединяется сам и прославляет Богоматерь, призывая Ее заступление и помощь во всякое время и всякой напасти».
***
Итак, - говорит протоиерей Сергий Правдолюбов, - перед вами богослужебная книга, которая до сих пор более двухсот лет бытовала, кроме малой ее части, лишь на языке оригинала (древнегреческом) и исключительно в поместных Церквах греческой традиции. Перевод целой богослужебной книги на иной язык, переносящий ее в иную, хотя и сродную, литургическую культуру - событие всегда исключительное. Полагаю, - говорит священник, - что церковнославянский перевод «Нового Феотокария», подготовленный в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, найдет своего читателя, желающего молиться Пресвятой Заступнице нашей Богородице словами древних гимнографов.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Петр Мангилев. 24 апреля 2024
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!