Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Из завещания Семена Лескова сыну Николаю, будущему писателю: Любезный мой сын и друг! Выслушай меня и, что скажу, исполни: Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих. ...Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся... ...Более всего будь честным человеком, не превозносись в благоприятных и не упадай в противных обстоятельствах. ...Будь признателен ко всем твоим благотворителям. Черта сия сколько похвальна, столько же полезна. Я хотел бы излить в тебя всю мою душу, но довольно, моя минута приближается. Остальное предпишет тебе твоя мать и собственное твое благоразумие... Бог тебе на помощь!» Слова эти обратил к сыну Николаю выходец из духовной среды Семен Дмитриевич Лесков.
Сын и внук русских священников, выпускник семинарии, Семен Дмитриевич не пошел по духовной стезе, избрал гражданское служение, но веровал в Бога крепко, подолгу, как писал наследник его, Николай, «маливался ночью перед греческого письма иконою Спаса Нерукотворенного». Равно и мать, Мария Петровна (урожденная Алферьева). была религиозна: читала дома акафисты, каждое первое число месяца заказывала молебны, приучая к тому сына. Николай с благодарностью вспоминал и другого своего наставника веры - орловского священника Остроградского - превосходного христианина, друга отца и друга всех его детей, «которых он мог научить любить правду и милосердие».
Шестнадцати лет отроду, не доучившись в гимназии, Николай Лесков остался сиротой — отец умер от холеры. Пришлось зарабатывать на жизнь: сначала — помощником столоначальника в Орловской палате уголовного суда, затем — в Киевской казенной палате и наконец — в компании мужа своей тетки «Шкот и Вилькенс». Последнее место оказалось самым благотворным для молодого человека. «...Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», — писал впоследствии Николай Семенович. В начале 1860-х Лесков с семьей перебрался в Санкт-Петербург, стал сотрудничать со столичными газетами и журналами, более всего — с «Отечественными записками» и «Северной пчелой», и с этих пор идет отсчет его писательской деятельности. Одно за другим в печати появляются повести и рассказы Лескова. Правда, поначалу печатался он под псевдонимами.
Среди наиболее заметных, знаковых произведении той поры — «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница». В 1872-м выходят «Запечатленный ангел» — о чуде, приведшем раскольников в Православие, — и «Очарованный странник» с его удивительным героем - монахом-паломником Иваном Северьяновичем Флягиным. Лесковский странник не просто полюбился читателям, он покорил сердца русских людей, воскресил в их душах былинный образ Ильи Муромца. Интересное свидетельство оставил писатель Иероним Ясинский: «Когда-то в киевский Владимирский собор, где работали художники во главе с Виктором Васнецовым, я принес книжечку с "Очарованным странником", и на два дня прекратились все работы. Жадно схватилась художественная братия за книгу и не могла оторваться от нее. Приехал митрополит Флавиан (Городецкий) взглянуть, как идут работы, а ему объяснили, почему они приостановились. Он покачал головой, взял книжечку с собою, и потом [искусствовед] Прахов рассказывал, что и он два дня не мог оторваться».
В 1872-м на страницах «Русского вестника» печатается роман «Соборяне». С этого времени основными героями произведений Лескова становятся представители духовенства, «литературное творчество Лескова, - по словам Горького, становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников». «Праведники» — такое обобщающее название дал Лесков своему сборнику, вобравшему рассказы о простых людях праведной жизни, коим нет числа на Святой Руси. Как писал один из критиков, всех их объединяет «прямодушие, бесстрашие, обостренная совестливость, неспособность примириться со злом». Да и сам Лесков не раз подчеркивал, что его задача — бичевать зло на земле, ибо «общество более всего нуждается в оздоровлении его духа, и это зависит менее от власти, чем от нас».
В 1881 году Лесков составил и опубликовал «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания». В 1880-х — самом начале 1890-х годов работал над циклом легенд о ранних христианах Египта и Ближнего Востока. В них он искал идеалы подлинно совестной жизни под палящим солнцем Африки, на улицах древних сирийских городов, среди пустынников Палестины. По сути, труд его явился художественным переложением пролога — сборника житий святых, составленного в Византии в X-XI веках. Эти легенды и вошли в этот сборник. Красной нитью через все произведения проходит заповедь Христа: «Да любите друг друга». Именно эта заповедь была главной проповедью жизни Лескова. Он видел, что мир нуждается в ней, и верил, что верная, любящая душа способна исцелять и преображать окружающих людей, спасая для Вечности тех, кто находится рядом.
Так, в легенде «Прекрасная Аза» девушка-египтянка жертвует собой, чтобы спасти целый род. В «Аскалонском злодее» разбойник, наделенный именем Анастас (Воскресший), переживает духовное возрождение и обращается к человечности, наблюдая в темнице любовь и верность юной красавицы-жены, приходящей к заключенному мужу. В «Сказании о Федоре-христианине и друге его Абраме-жидовине» детская любовь и дружба помогают преодолеть вражду между евреем и христианином и обоим не убояться осуждения и гонения от «своих» за помощь «чужим». Лесков убежден, что человек должен жить в мире, расточая себя в делах любви ради людей, что индивидуальное спасение отгородившегося от мира подвижника не угодно Богу. Об этом говорят его произведения «Скоморох Памфалон» и «Легенда о совестном Даниле».
***
Лесков умер в 1895-м, шестидесяти двух лет от роду, от застарелой астмы и похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге. На могиле его — простой каменный крест, имя и две даты: рождения и смерти. А между ними — жизнь по отчему завещанию и собственному разумению во исполнение раз данного отцовского завета... Пройдут годы, и литературный критик князь Д. П. Святополк-Мирский скажет проникновенно и просто: «Лескова русские люди признают самым русским из русских писателей и который всех глубже и шире знал русский народ таким, каков он есть. А Максим Горький, осмысливая жизненный подвиг Лескова, подведет черту: он «пронзил всю Русь».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!