У книжной полки. Протоиерей Олег Стеняев. Нескучная жизнь православного миссионера

27 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Христианин по определению миссионер», - так считает протоиерей Олег Стеняев, который начал проповедовать еще в 80-е годы прошлого века. Сначала с другом-гитаристом ходил на Курский вокзал Москвы и пел православные песнопения, потом читал Священное Писание для хиппи, которые собирались за Моссоветом. В конце 80-х, когда Арбат стал пешеходным, тогда уже диакон Олег Стеняев выходил в подряснике с Библией и читал уличные проповеди. Но можно сказать, что исповедничество отца Олега началось гораздо раньше, и об этом он сам рассказывает в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется - «Нескучная жизнь православного миссионера».

***

1. Автор книги - протоиерей Олег Стеняев — известный богослов и публицист, проповедник и миссионер, преподаватель Сретенской духовной семинарии, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. В издательстве Сретенского монастыря вышли его книги «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Авраам, Исаак, Иаков» и «Воздушные мытарства, или Экзамен, которого нельзя избежать». Новая книга приурочена к 60-летию любимого всеми священника и миссионера. Первая часть издания содержит живое, доверительное, наполненное теплым юмором повествование батюшки о своей жизни, начиная с самого детства, о том, как Промысл Божий проявлялся во всех событиях, о трудностях и радостях миссионерской работы, об удивительных людях, встречавшихся ему.

2. Со страниц книги читатель узнает о детстве и семье, в которой рос будущий миссионер. Об этом он в частности рассказывает следующее: «Родился я в подмосковном городе Орехово-Зуеве 8 апреля 1961 года. Родители мои – отец, Стеняев Виктор Иванович, и мать, Галина Егоровна, урожденная Журавлева – венчались, и я родился в законном венчанном браке, за что особо благодарен своей бабушке Журавлевой Матроне Федоровне. Бабушка была многодетной матерью, имела даже от государства звание «мать-героиня», и все дети, вступая в брак, по ее настоянию обязательно венчались. «Сначала венчаться», – говорила она, как только речь заходила о создании семьи. А слово бабушки воспринималось всеми как бесспорное – в нашей семье царил настоящий бабушкин матриархат.

3. Так получилось, - рассказывает отец Олег, - что бабушка оказалась самой богатой среди нашей родни, и все, можно сказать, находились от нее в зависимом положении, поэтому ничего не делалось без ее согласия и одобрения. И родительский авторитет ее, подкрепленный таким немаловажным обстоятельством, был непререкаем. Бабушка работала в храме, убирала и готовила все для крестин, а так как храмов в нашем городе было тогда мало, а верующих достаточно много, то все работники храмов получали весьма достойную по тем временам оплату, намного выше, чем большинство советских людей. И, таким образом, бабушка оказалась у нас самой состоятельной. Я думаю, - говорит батюшка, - что Бог устроил это промыслительно, ведь благодаря такому особому ее авторитету среди своих детей, а потом уже и внуков, в нашем роду все были венчанные, все законнорожденные и все крещеные.

4. С самого младенчества детей в этой семье воспитывали в вере – они просыпались и засыпали под бабушкины молитвы. Молилась бабушка, как вспоминает отец Олег, - всегда очень продолжительно, никогда не ограничивалась правилом. И постоянно перечисляла имена людей, о которых молилась, а ее внука тогда поражали эти ее бесконечные списки – имена, имена, имена… Очень любила читать Евангелие. Молитва и чтение, чтение и молитва – они были словно соединены у нее во что-то единое. «Когда ты молишься, ты обращаешься к Богу, но ты говоришь один, и это – монолог, – объясняла она. – И, может быть, этот монолог выше потолка не поднимается. А чтобы это стало диалогом, нужно соединять молитву с чтением Писания – тогда ты получаешь ответы на свои вопрошания, и это уже полновесный диалог. Надо молиться, читая Писание, и, читая Писание, – молиться».

5. Вот в таких условиях воспитывался будущий миссионер и проповедник, и сегодня он понимает, как важно, что его воспитанием больше всего занималась бабушка. Позже, когда он учился в семинарии, то проводил на нескольких потоках опрос: «Кто через кого уверовал?» Я, - говорит отец Олег, - не нашел ни одного семинариста, кто бы уверовал через священника или через отца, в редких случаях – через мать, но большинство уверовали именно через бабушку. Тогда я стал вспоминать свое детство и пришел к выводу, что самые эффективные миссионеры – это бабушки. Даже при выборе веры святым равноапостольным Владимиром, по мнению автора, решающим фактором для него было то, что он воспитывался своей бабушкой, святой княгиней Ольгой. «И бабка моя, мудрейшая из женщин, эту веру избрала», - говорил святой князь.

6. Рассказывает автор и о своем дедушке, прошедшем войну, и о славянской Библии, которую они с бабушкой купили за 15 рублей (большие по тем временам деньги). Уже тогда у 12-летнего мальчика, несшего домой эту священную книгу, проявилось миссионерское желание – ему захотелось поделиться с людьми, засвидетельствовать свою веру. Батюшка очень хорошо помнит, как принес Библию в свой дом, какой восторг испытывал. И бабушка тогда надела очки, открыла Библию и говорит: «Ой, да тут все на славянском! Ты ничего не поймешь!». Но мальчик был настолько вдохновлен и пообещал ей, что будет все равно читать и переводить.  Как отмечает отец Олег, встреча со славянской Библией дала ему очень много, он даже считает, что не стал бы священником, если бы первая Библия была на русском.

7. Потому что, когда ребенок читает Библию на русском, у него возникает иллюзия, что он все понимает. А тут мне, - говорит автор, - надо было вчитываться, вдумываться в текст, и самый мой первый опыт экзегезы, истолкования Писания был именно тогда, когда я бабушке читал по-славянски, а она мне говорила: «А ты мне объясни». И я начинал переводить, то есть давать комментарии». А еще однажды в их дом попали слайды из Рублевского музея. И тогда у мальчика появилась любовь к старой иконе. «Ведь восприятие мира у ребенка, говорит отец Олег, - формируется через зрительный ряд, и большей частью в дошкольный период. И вот, эта Библия на славянском языке, эти слайды из Рублевского музея… Это очень многое мне дало. Тут зарождалась и любовь к традиции, и интерес к истории, и к родной земле в целом – душа маленького человека производила незаметную, но очень важную работу и обретала совершенно определенное мировоззрение».

***

Также из этой книги читатель узнает обо всех превратностях открытого исповедания веры автором, когда он проходил срочную службу в рядах советской армии. И о его становлении священником и непростых путях к этому. Воспоминает отец Олег и о своих миссионерских поездках, полных удивительных приключений, встреч и духовных открытий. Чечня и Приднестровье, Индия и Париж - где только не проповедовал он благую Евангельскую весть. Из уст батюшки ей с радостью внимали кришнаиты на московском Арбате. Она проникала в сердца мусульман и приводила их к истинной вере. Баптисты, адвентисты, пятидесятники, благодаря удивительному дару отца Олега Стеняева просвещать души людей светом Христовым, присоединялись к Православной церкви. Вторая часть книги это маленькие истории на самые разные темы, вдохновляющие, ненавязчиво назидательные, радующие душу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​