«Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном», – сказал Господь наш Иисус Христос (Мф. 5: 19). Эти слова в полной мере можно отнести к схиархимандриту Илариону (Удодову; 1862–1951) – одному из смиренных избранников Божиих, который испытал все тяготы и скорби, выпавшие на долю поколения новомучеников и исповедников Церкви Русской. О нем протоиерей Константин Сперанский говорил: «У него молитва в устах, а работа в руках». Уединенная жизнь в непрестанном труде с Иисусовой молитвой - таков был духовный строй жизни старца Илариона. При этом он помогал всем, кто к нему обращался с самыми разными просьбами. О духоносном старце рассказывает книга, которую мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Называется она - «Не умру, но жив буду...: Жизнеописание схиархимандрита Илариона (Удодова)». В издании говорится о жизни духоносного старца, хранителя главы преподобного Сергия Радонежского в годы Великой Отечественной войны. Автором-составителем книги является священник Владислав Мишин – настоятель храма святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе в Москве, автор книг «Храм на Долгих прудах. История храма и прихода храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградово», «Ученик старцев протоиерей Владимир Жаворонков».
2. В основу жизнеописания старца положены воспоминания его духовных чад – иерарха Русской Православной Церкви архиепископа Сергия (Голубцова), протоиерея Владимира Жаворонкова, схимонахини Феоктисты (Конновой), а также людей, которым посчастливилось знать батюшку во время его земной жизни. При составлении жизнеописания старца привлекались архивные материалы, часть которых была передана сестрами Московского Иоанно-Предтеченского монастыря. Однако, как отмечают издатели, многое из жизни старца Илариона осталось сокрытым. В первую очередь это касается афонского периода жизни подвижника, его отношения к Высоко-Дечанской Лавре в Сербии, а также периода пребывания в России с 1905 по 1914 год. В архивах Московской Патриархии и Московской епархии послужной список отца Илариона не сохранился. Сохранился лишь послужной список его родного брата и преемника протоиерея Петра Удодова, жизнеописание которого так же включено в данную книгу.
3. Как повествует отец Владислав, схиархимандрит Иларион, во святом крещении Иоаким, родился 20 сентября 1862 года в селе Буйловке Воронежской губернии в простой крестьянской семье. Воспитанный в благочестии, он рано определился с выбором жизненного пути. Твёрдо решив стать монахом, юноша в возрасте 20-ти лет ушел на Святую Афонскую Гору, освящённую стопами Пресвятой Богородицы. На Афоне молодой подвижник не мог сразу решить, в какую обитель ему поступить. Хорошее знание кузнечного ремесла открывало ему двери во многие из них. Однажды после усердной молитвы Иоаким увидел во сне Божию Матерь, которая в ограде монастыря шла со святым великомучеником Пантелеимоном. Пресвятая Богородица, указав на юношу, обратилась ко святому мученику со словами: «Возьми его к себе».
4. Это было явным знамением благословения Царицы Небесной на поступление Иоакима в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Вскоре после этого он был пострижен в мантию с именем Иларион. Нёс послушание кузнеца. Как-то раз, работая на строительных лесах, он упал с высоты около 30 метров и сильно разбился. По существовавшему на Афоне обычаю, его, как находившегося безнадёжном состоянии, постригли в Великую Схиму, оставив при постриге имя Иларион. Однако монах оправился, вернулся в число братии и продолжал нести своё послушание. А об этой истории до глубокой старости никому не рассказывал.
5. По словам автора, отец Иларион от природы имел особые технические дарования. Как-то во время сильного землетрясения барабан с куполом монастырского храма дал трещину. Иеродиакону Илариону предложили его укрепить, что тот исполнил со свойственным ему усердием. Спустя некоторое время, когда барабан был надёжно скреплён металлическими стяжками, в монастырь приехали греческие инженеры. Они попросили познакомить с мастером, производившим этот ремонт. Пригласили отца Илариона. На просьбу специалистов показать чертежи крепления купола отец Иларион, стукнув себя по лбу, сказал: «Вот где мои чертежи». Так, водимый свыше, он выполнил сложную техническую работу, не имея специального образования. Вообще, как отмечает автор, вся жизнь старца протекала в неустанном труде и помощи всем, с кем приходилось ему соприкасаться.
6. «Не люблю сидеть без дела, люблю постучать!» - говаривал иногда отец Иларион. Обладая недюжинной силой, монах Иларион так отбивал удары молотом, что, слыша их, знавшие его, говорили: «Ну, это Иларион ударил!» В дальнейшем у труженика-священнослужителя было чему поучиться тем, кто работал в области обработки дерева, металла и других материалов». Вот каким запомнился старец своему духовному сыну и ученику архиепископу Сергию (Голубцову): «Отец Иларион отличался исключительно большим смирением, был молчалив, никогда не смеялся, никого не осуждал. Во время его труда уста шептали Иисусову молитву. Беря какой-нибудь инструмент, он ограждал себя крестным знамением. Отличался необыкновенной вежливостью, не допускал в своей речи никаких грубых, резких выражений, в то же время был прост, сопровождая речь ласковой, согревающей сердце улыбкой. Говоря с собеседником, любил молча, наклонившись, слушать».
7. Прожив на Афоне более чем 20 лет, отец Иларион около 1905 года вернулся в Россию со своим духовным наставником схиигуменом Кириллом (Абрамовым) для сбора пожертвований. Но обратно им уже не суждено было вернуться. Оставшись на родине, отец Иларион служил в Московском Сретенском монастыре, потом в церкви прп. Сергия Радонежского на монастырском хуторе, где нес послушание духовника сестер Московского Иоанно-Предтеченского монастыря. После ареста всех сестёр в 1931 году в течение нескольких лет оставался на хуторе один и жил в колокольне закрытого храма. В 1935 г. перешёл служить в храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове, став его настоятелем.
8. В годы Великой Отечественной войны во Владимирском храме богослужения не прекращались. С этим храмом была связана тайна, открывшаяся лишь в последнее время. Здесь с 1941 по 1945 год, в алтаре под престолом, хранилась величайшая святыня Православной Церкви - глава преподобного Сергия Радонежского. И никто не знал, что это место освящается присутствием великой святыни. Особо знаменательно то, что глава преподобного, находясь в алтаре Владимирского храма, фактически оказалась на линии фронта. 5 декабря 1941 года фашистские войска находились у Лобни — в восьми километрах от Виноградова. В самом Виноградове происходило сосредоточение советских войск и находился штаб 5-й армии. Таким образом, преподобный Сергий послужил обороне Москвы на последнем рубеже.
***
В последние дни своей праведной и бескорыстной жизни батюшка тяжело болел. Когда при кончине старца духовные чада просили его не забывать их, он отвечал: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». Эта книга представляет собой наиболее полное жизнеописание старца схиархимандрита Илариона (Удодова), вобравшее в себя опыт предшествующих исследователей. Но составитель книги не теряет надежды, что со временем появятся новые сведения об отце Иларионе, которые дополнят существующее на сегодняшний день жизнеописание старца. Это издание будет всем, кто интересуется историей Русской Церкви в ХХ веке, а также тем, кто любит жизнеописания подвижников, живших в это непростое время исповедничества.
У книжной полки. Иван Шмелев. Еловые лапы
У книжной полки. Это мы, Господи! Повести и рассказы писателей-фронтовиков
У книжной полки. Павел Астахов. Ленька, или Один из пяти миллионов
У книжной полки. Священник Назарий Эйвазов. Братья наши меньшие. Учение о животных в Православии
Вторая половина. Матушка Маргарита Шукшина
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!