***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве «Русский Хронографъ» и называется «Не отбивайся от Оптиной. Утешения Оптинских старцев». Это подарочное издание с фотографиями Старцев Оптинских, видов Иоанно-Предтеченского скита и монастыря Оптина Пустынь и конечно, душеполезными, утешительными наставлениями преподобных отцов. Оптинские старцы - это люди совершенно разные по социальному происхождению, воспитанию и образованию. Ведь происходили они из разных сословий – из купцов, крестьян, семей священнослужителей, из ремесленников и дворян. Уроженцы Орловской, Ярославской, Калужской, Воронежской губерний, Москвы и Курска.
2. Среди них были: блестящий военный – преподобный Варсонофий, учитель духовного училища – преподобный Амвросий, финансист – преподобный Макарий, портной – преподобный Иларион, были торговцы – преподобные Лев, Иосиф, Анатолий… Самыми молодыми (в 19 лет) пришли в монастырь преподобные Никон и Исаакий, самыми умудренными – преподобные Макарий (в 46 лет) и Варсонофий (в 47 лет). По-разному говорят они с нами, но слово каждого из них, в силу их святости, способно помочь всем, кто ищет Истину. Старцы своим словом открывают волю Божию, утешают в тяжелых жизненных испытаниях, отводят от греховной жизни и обращают к покаянию - порой строго, а порой и шуткой-прибауткой. Многие из наставлений преподобных оптинских старцев известны христианам благодаря многочисленным сборникам, в числе которых и эта книга.
3. Особое место среди старцев оптинских занимает преподобный Амвросий. «Слава его была очень велика, текла самотеком, из уст в уста, без шуму, но с любовью. Знали, что, если в жизни недоумение, запутанность, горе — надо идти к отцу Амвросию, он все разберет, утишит и утешит, - говорил о нем писатель Борис Зайцев. В течение 30 лет нес старец Амвросий подвиг духовного наставничества. По всеобщему и единодушному признанию он был глубочайшим знатоком сокровенных движений души, опытнейшим разрешителем духовных и житейских недоумений, мудрым и любвеобильным наставником. Рассудительность и прозорливость совмещались в нём с удивительной нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжёлое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость - именно эти качества притягивали к старцу людей.
4. Слово отца Амвросия имело власть, основанную на близости к Богу, давшей ему знание. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, ответить на вопросы Достоевского и Толстого... Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором. Например, такие: «Нужно жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение». Или: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». А ещё старец Амвросий наставлял так: «Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает; и тем, и другим надоедает. Будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени закончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно». Когда старцу кто-то сказал, что уж очень он просто говорит, старец с улыбкой ответил: «Я двадцать лет этой простоты у Бога просил...».
5. Ещё один наиболее известный оптинский старец - это преподобный Варсонофий. В юности он избрал военную стезю, учился в кадетском корпусе. Затем военная служба, блестящая карьера - дослужился до полковника, был по службе на самом лучшем счету и со временем должен был получить генеральский чин. Это был прямой путь ко всем мирским благам и привилегиям... Но на 47 году жизни он отказался от всего и поступил в монастырь. Вскоре слава о нём как об одном из великих Оптинских старцев разнеслась уже по всей России. Игумен Иннокентий (Павлов) говорит о нем: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «Гиганта малыми деревцами не заменишь».
6. Преподобный Варсонофий говорил: «Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они малы и ничтожны, имеют громадное значение. Смысл настоящей жизни мы поймем лишь в будущем веке». Будучи образованнейшим человеком, старец до конца жизни сохранил в своём облике черты аристократа и писал стихи о духовной жизни. Его стихи - не просто зарифмованные эмоции или рассуждения на духовные темы, как это часто бывает, а настоящая поэзия, истинное искусство, дар Божий, употреблённый для служения Богу, для проповеди о Царствии Небесном. Вот пример его поэтического творчества: ...И он постигнет, полный изумленья. Что есть иные, высшие стремленья, Иная есть любовь, иная красота; Что жизнь духовная есть область идеала И бытия иного - вечного - начало, Есть первый его звук, начальная черта».
7. А вот слова одного из поучений преподобного Иосифа Оптинского послужили для названия этого сборника. Он говорил: «Не отбивайся от Оптиной. Верую, что каждый приходящий в Оптину пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих наших отец Льва, Макария, Амвросия... Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного Отечества, не перестают и теперь духовно воспитывать и призирать, особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их святым мощам». Получивший от Бога дар молитвы и талант говорить о духовном предельно кратко, точно и сильно – афористично, старец Иосиф учит и нас, говоря: «Приучайся к молитве здесь, чтобы славословить Бога в вечности». Эти и другие поучения старца Иосифа и других преподобных отцов оптинских составили данную книгу.
***
Сегодня многие христиане начинают свой день с внимательного произнесения молитвы Оптинских старцев, простой и понятной, приближающей человека к Богу и научающей терпеливому и доброму отношению к ближним. Слово Оптинских старцев зовёт нас преодолеть излишнюю заботливость, найти время для Бога и дать своей душе духовную пищу. Ее мы найдем и в этом небольшом сборнике. Краткие и простые, но полные живого, благодатного опыта изречения Оптинских старцев, несомненно, помогут всем, кто жаждет высшей правды и истинной цели человеческой жизни, кто запутался в житейских обстоятельствах или философских исканиях, кто разочаровался в суетной жизни. И может быть, по слову преподобного Антония Оптинского, и «одна строка этого труда принесет духовную пользу».
Божественная литургия 8 июня 2023 года
Беседы с батюшкой. 7 июня 2023. Священник Стефан Домусчи
Йошкар-Ола. Крестный ход со Смоленской (Седмиезерной) иконой Пресвятой Богородицы
Тобольск. XXI фестиваль «Православие и средства массовой информации»
Каменская епархия. Икона с частицей мощей священномученика Киприана и мученицы Иустины и ковчег с частицей мощей святителя Луки Крымского
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!