Чувство страха свойственно всем людям, и каждый из нас не раз испытывал страх по тому или иному поводу. Всероссийский центр изучения общественного мнения регулярно проводит опрос россиян о том, чего они опасаются больше всего. Почти всегда во главе списка страхов — потеря близких, болезни, немощная старость. Это неудивительно, ведь именно личные страдания сильнее всего влияют на человека. Почему же страх стал постоянным спутником людей? Боялись ли люди в раю? Является ли страх природным свойством человеческой души? И почему страх Божий - начало нашего спасения? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Вячеслав Тулупов в своей новой книге, которая так и называется «Начало спасения — страх Божий».
***
1. Книга протоиерея Вячеслава Тулупова «Начало спасения — страх Божий» вышла в свет в издательстве Московской Патриархии. Отец Вячеслав по окончании школы выбрал профессию врача, но спустя годы Господь призвал его к пастырскому служению, и с тех пор батюшка врачует души. Окончив Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, он был рукоположен в священный сан и назначен на приход. Сейчас отец Вячеслав – настоятель Михаило-Архангельского храма в духовной столице Подмосковья – Сергиевом Посаде.
2. Храм этот был построен по указанию и благословению преподобного старца Варнавы Гефсиманского в 1902г. На первом этаже до революции находились комнаты для приема паломников. Отец Вячеслав, восстановив Дом Божий, продолжил эти традиции социального служения, устроив на нижних этажах здания православную гостиницу. Ведь паломничество в наше время для многих – начало пути к храму. А продолжение – книги отца Вячеслава, заботливо написанные им для нас, современников, о самых насущных проблемах духовной жизни. «Как найти духовника», «Чудо святого Причащения», «Смирение – за и против». Сколько людей, прочтя их, пришло в храм или стало серьезнее и глубже всматриваться в свою душу, молясь Богу, чаще каяться и причащаться? – Несть им числа…
3. И вот - новая книга. Тема ее, по словам автора, очень спасительная, потому что, как говорит псалмопевец Давид, «Начало мудрости – страх Господень» (Пс. 110,10). На самом деле: когда мы читаем Священное Писание, там очень часто говорится о страхе Божием. И Священное Писание, особенно Ветхий Завет, пронизано вот этим чувством – чувством благоговения, чувством трепета, страха Божьего перед Богом. Но эта тема вызывает и много вопросов, отвечая на которые отец Вячеслав, прежде всего отмечает, что люди изначально - в раю - были безгрешны, сейчас же — в падшем состоянии. После грехопадения человек стал воспринимать Бога совершенно по-другому. Это можно сравнить с разным восприятием одного и того же здоровым человеком и тяжелобольным.
4. По словам автора, в первозданном мире люди чувствовали себя словно в Божественной колыбели. Причина, по которой Бог сотворил человека, — любовь. Ощущая ее в раю, человек был преисполнен ответным чувством к Творцу. Ангелы, животные, растения — все излучало любовь к Адаму и Еве. В раю не существовало ничего, что могло бы вызвать у них боязнь. Ведь Бог создал рай именно для блаженной, радостной, беспечальной жизни человечества. Таким образом, первые люди, не зная страха в нашем понимании, испытывали к Богу чувство святого благоговения. Однако грехопадение изменило естественное, райское состояние людей. Священное Писание сообщает, что после грехопадения люди услышали голос Бога и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт. 3, 8-10).
5. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, животный и растительный мир перестал служить людям. Природа из мягкой колыбели превратилась в жесткое ложе. Природные стихии прекратили лелеять и ласкать человека. Они восстали против него и стали противиться ему. Окружающий мир стал страшить человека. Вражда поселилась и в сердцах людей. Они стали воевать и убивать друг друга. Человек начал бояться не только грозных явлений природы, но и себе подобных. Более того, грех разделил человека изнутри, нарушил его целостность. Его душу стали терзать страсти, которые породили внутренние страхи, угнетающие человека порой сильнее, чем внешние ужасы.
6. Грех, повредив человеческую природу, оказал влияние и на отношение людей к Богу. Райское, возвышенное чувство благоговения перед Небесным Отцом переродилось в страх перед Богом, с чертами приземленности и примитивности. Если до грехопадения люди трепетно благоговели перед Богом, доверяли Ему и любили Его как Отца, то, совершив грех, они стали бояться Бога как Судию и Мздовоздаятеля. Но, как отмечает автор, страх перед нечистыми духами, злыми людьми, дикими животными, болезнями и стихиями природы в корне противоположен страху перед Богом. «Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки, а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится»? — писал по этому поводу преподобный Иоанн Лествичник.
7. В чем же сущность страха Божия. По словам автора, это чувство трудно передать словами. Поэтому личный духовный опыт — единственный путь, посредством которого можно познать природу страха Господня. Святые отцы, желая объяснить природу страха Божия, пользовались аналогиями. Наиболее часто они приводили в пример страх сына, который боится прогневить любящего отца. Также для более ясного понимания страха Божия святые отцы нередко сравнивали это духовное чувство и со страхом перед земным начальством. Конечно, такая аналогия менее возвышенна, однако Бог - не только наш любящий Отец, но и всемогущий Судья.
8. Откуда можно почерпать знания о страхе Божием? Как отмечает автор, основные источники — Священное Писание и Священное Предание. Среди других источников самыми авторитетными являются сочинения святых отцов. В святоотеческих творениях звучит голос Вселенской Церкви, которая является хранительницей Священного Писания и Священного Предания. Поэтому, чтобы приобрести страх Божий, необходимо изучать святоотеческое наследие. А святые отцы называли страх Божий началом спасения. Они также считали, что без него спасти душу невозможно... Человек, исполненный святым страхом, способен совершить великие подвиги благочестия. Подробнее об этом говорится на страницах данной книги.
***
Как говорит апостол Иоанн Богослов: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16). Так зачем же Его бояться? Разве можно страшиться любви? Не отпугивает ли людей учение о страхе Божием от Церкви, не лишает ли их радостного восприятия христианства? И почему начало спасения — страх Божий? На эти и другие вопросы читатель может найти ответы в книге протоиерея Вячеслава Тулупова. Автор объясняет, почему страх Божий имеет первостепенное значение в духовной жизни христианина, а также приводит многочисленные святоотеческие наставления, как приобрести страх Божий и как с его помощью бороться со страстями, стяжать добродетели и спасти душу.
У книжной полки. Архимандрит Иов (Гумеров). Смиренный сердцем. Жизнь и духовный подвиг святителя Нектария Эгинского
Этот день в истории. 28 марта
День ангела. 28 марта
Церковный календарь 28 марта. Священномученик Михаил Богословский
Евангелие 28 марта. Был также зван Иисус и ученики Его на брак
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!