***
1. Автор книги - протоиерей Михаил Шполянский, уроженец Санкт-Петербурга, детство и юность провел в Николаеве на Украине. Там он окончил кораблестроительный институт, после чего работал инженером-кораблестроителем, а также каменщиком, лесником, оформителем-декоратором помещений, кочегаром, бухгалтером в церкви. Женился и вместе со всей семьей крестился. В 1990 году был рукоположен в священника, служил в селе Старая Богдановка под Николаевом, где прожил с семьей до последних дней своей жизни, которая окончилась 25 апреля 2014 года. Вместе с матушкой Аллой вырастил троих родных и 11 приемных детей.
2. Как отмечают издатели, отец Михаил – автор очень честный, простой, умный и глубокий. Он писал о духовной жизни как человек, для которого Церковь и Христос – главное. При этом его размышления – результат огромного опыта. Тексты отца Михаила заставляют думать, при этом написаны они очень хорошим, простым и четким языком. Эта книга состоит из нескольких глав, каждая из которых – как ступеньки из подвала жизни без Бога. Автор начинает с вопроса о смысле жизни, дальше рассуждает, Кто есть Бог пред нами, и кто мы – пред Ним. По словам батюшки, это вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь?
3. В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью. Понять эти законы и определиться в отношении их – обязанность любого разумного человека. Цель этой книги, по словам автора, попытаться сделать несколько шагов в этом направлении. Итак, - говорит отец Михаил, - представим себе лекцию в университете. Вопрос студентам: «Какую по счету жизнь вы сейчас проживаете?» Интересуются – о какой жизни идет речь: духовной или физической? «О физической, о вполне конкретной реальной жизни». Ответы – кто во что горазд: прагматики – «первую», романтики – «одну из многих», оригиналы – «пятую с половиной». Один отвечает: «Вторую». «Почему?» «Не знаю. Так кажется».
4. И этот последний ответ, по словам автора, как раз правильный. Почему? Отец Михаил отвечает так: мы все, друзья мои, уже прожили одну жизнь – жизнь в ином мире, в материнской утробе. Там была своя четко ограниченная в пространстве вселенная; была своя среда обитания – жидкая субстанция. Пищеварительный тракт, как и легкие, мы имели, но они не работали – как оказалось, были зарезервированы для будущей жизни, а питание осуществлялось через особый орган, от которого сейчас остался один узелок. Мы жили, развивались, мыслили, чувствовали, переживали, горевали и радовались. Некоторые из нас болели, а многих зверски убили. И все мы, в конце концов, умерли.
5. Это, - говорит автор, - была настоящая смерть, мы были свидетелями ужасной катастрофы: наша вселенная страшно деформировалась и начала нас извергать; мы были выброшены в пустое «безводное» пространство на произвол чуждой стихии, и в завершение – о ужас! – порвалась последняя связывавшая нас с жизнью пуповина, через которую осуществлялось все наше питание, – и мы отчаянно закричали. Как отмечает отец Михаил, специалисты по детской психологии утверждают, что стресс, который переживает младенец в момент рождения, сопоставим со стрессом смертного мгновения. Но помнит ли это наш разум? Какими мы помним себя изначально: двухлетками? четырехлетками? шестилетками? А до этого – что, ничего не было?
6. Неужели наш разум так одномерен, что не понимает простого логического построения: что уже было когда-то, может повториться и в будущем? Родители рассказали нам о нашем младенчестве – и мы верим. Врачи рассказали нам о процессе беременности – и мы верим. Святые рассказали нам то, что открыто Самим Господом – о вечной жизни. Верим ли мы? По словам автора, кто-то может привести такой аргумент, что живот беременной можно пощупать, а кто пощупает отошедшую от мертвенного тела душу? Но, - говорит отец Михаил, в наш ли век – век кварков и нейтрино, век теории относительности и теории сингулярности – требовать «пощупать»?!
7. Гороскопы на кофейной гуще нас не смущают? Барабашки в шкафу не смущают? Зеленые человечки с НЛО не смущают? А факт вечной жизни души, оказывается, смущает – это, говорят, суеверие, это не доказано, это не так уж и важно. Да что уж может быть важнее?! Быть ли нам «выкидышами» вечности, или Человеком в богозданной полноте природы? Как можно объяснить такую слепоту? В XIX веке говорили: величайшее достижение дьявола в том, что он уверил людей, будто его нет. В нашем веке он достиг большего: он заставил людей не думать о загробной участи. Однако, когда человек появляется на свет, у него начинается вторая жизнь – самостоятельная жизнь тела и души. Душа обретает способность делать выбор.
8. Третье рождение – это Крещение. В этом таинстве с души снимаются путы, кандалы первородного греха – живи, возрастай! Тут уж душа должна потрудиться: доброделание и молитва, таинства Церкви и самопознание – все доброе ей прилежит. Да, говорит автор, жизнь во Христе – это труд, это подвиг. Но ведь, по сути дела, любая жизнь – это труд: двигаться – труд, питаться – труд, общаться – труд. Разве что, может быть, сон не труд. Так почему бы, если мы так боимся труда, не спать всегда, вечно? Зачем жить? Но если все-таки жить, так почему бы не жить полноценно? Трудиться физически, и для спасения души. И готовься к четвертому рождению - к смерти. А далее уже только вечная жизнь. А как готовиться к ней, и рассказывает автор. Подробно и увлекательно он разбирает все составляющие духовной жизни: Евангелие, таинства, богослужение, молитву, пост, духовное руководство, Евхаристию и т.п. Последняя глава посвящена первым шагам и конкретным действиям в приходском храме.
***
Эту книгу, по словам издателей, нельзя считать только лишь сборником сведений о нормах церковной жизни и руководством по поведению в храме. Она - результат многолетних размышлений и живого опыта православного священника. Без чего не может произойти встреча с Богом? Какие первые шаги можно сделать в своем приходском храме? Что такое Церковь как духовное явление? Как церковная жизнь может пересекаться с нашим бытом? На эти и многие другие вопросы отвечает священник Михаил Шполянский — автор, чьи книги издаются многотысячными тиражами и пользуются огромной популярностью. Книга будет очень полезна тем, кто недавно решил переступить порог храма. Но и те, кто в Церкви уже не первый год, найдут в ней для себя что-то новое, смогут посмотреть на привычные вещи под другим углом.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Евангелие 24 апреля. Воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!