***
1. Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) - викарий Киевской епархии, наместник Троицкого Ионинского мужского монастыря в Киеве, председатель Синодального отдела по делам молодёжи Украинской Православной Церкви, главный редактор журнала Отрок.ua. В этой книге владыка Иона обращается в первую очередь к поколению молодых людей — как пришедших в Церковь, так и тех, кто только задает себе вопросы о смысле бытия и о жизни Церкви. Ему, по словам издателей, - удается говорить с читателями откровенно и доверительно. О чем эта книга и для кого — владыка Иона просто и ясно объясняет в предисловии к ней.
2. Книга, которую вы держите в руках, - пишет автор, - не была написана как один цельный текст. Это собрание ответов на вопросы, заданные в разное время корреспондентами самых разных изданий. Она представляет собой некую мозаику из размышлений, как нам жить в Церкви, какие вообще взаимоотношения могут быть у человека и Церкви Христовой. Ведь каждый из нас не является всего лишь сторонним элементом, проникшим в Церковь как в некую организацию. Нет, входя в Церковь через таинство Крещения, мы становимся частью этого огромного живого организма, одной из его молекул. Поэтому неудивительно, что в церковной ограде собраны люди самого разного уровня веры и воцерковленности — от абсолютно охладевших, увлеченных какими-то антицерковными настроениями, до тех, кто всю жизнь посвящает служению Богу и ближнему.
3. Как отмечает автор, еще апостол Павел писал, что каждый член Церкви - это часть Тела Христова, а в теле, как мы знаем, если какие-то органы болеют, страдает весь организм. В то же время все мы являемся и чадами Православной Церкви. Но сколько из миллионов крещеных людей пусть даже не живут, но хотя бы стараются жить, исполняя заповеди Божии? Увы, общение с Церковью у очень и очень многих заключается лишь в двух посещениях храма, причем оба раза в бессознательном состоянии. Первый — когда его приносят младенцем на Крещение, второй — когда заносят отпевать. А ведь каждый человек с его мыслями, убеждениями, с его бессмертной душой — это глобальное явление в мире, настоящее чудо Божие. И как жаль, что вся жизнь этого глобального явления зачастую проходит вне общения со Христом, своим Создателем!
4. По словам владыки Ионы, у него болит и страдает сердце о каждом, кто, войдя в Церковь, чем-то смутился и затем на время оставил ее. Или хоть и принадлежит к ней формально, но не хочет ничего знать о том, как жить во Христе, жить по-Божьему, не читает ни Священного Писания, ни святых отцов. О многом из этого вы прочтете в данной книге. Вот, например, собеседник архипастыря задал ему такой вопрос: «Владыка, у вас есть ответ на вопрос, почему у православных всё так долго? Последование ко Причастию, службы, акафисты, каноны… Ведь нигде в Евангелии Господь не говорит: «Молитесь как можно дольше».
5. Наоборот, молитва, которую Он дает людям — «Отче наш» — предельно короткая и лаконичная (Мф. 6: 9–13). И это фарисеев Христос упрекал за то, что они лицемерно долго молятся (Мф. 23: 14). А апостолов предупреждал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7–8). Получается, мы — как фарисеи и язычники?» И вот что владыка отвечает на этот вопрос: «Последние слова из процитированных вами были как раз ключевыми. Как видим из текста, язычники молились о каких-то житейских вещах, потому и предупреждает Господь, что Отец небесный знает о наших нуждах прежде прошения у Него. И дальше говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 32–33).
6. Поэтому, - отмечает владыка Иона, - желательно, особенно на этапе воцерковления, совершать молитвы по молитвослову, то есть, используя тексты, написанные святыми людьми: там все прошения касаются Царствия Небесного. Представьте, о чём бы мы стали молиться, когда вот только-только уверовали в Господа, ещё не погрузились в глубину Евангелия, не ощутили всю возвышенность слов Христа. Конечно, просили бы того, что кажется насущным, и чего обычно себе и другим желаем: здоровья, благополучия, счастья в личной жизни. Но против этого, в общем-то, и предостерегал Господь.
7. Владыка также напоминает собеседнику слова замечательной молитвы святителя Иоанна Златоуста, читаемой каждый вечер: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук…». Все прошения этой молитвы, по словам архипастыря, касаются совершенствования души, наших взаимоотношений с Богом, к Которому мы обращаемся действительно как к Отцу Небесному, Который знает о наших бытовых проблемах, и Ему даже напоминать об этом не надо, а просим мы Его лишь о том, что необходимо для пребывания с Ним в Вечности.
8. В ответ на слова собеседника: «не являются ли длинные службы и молитвенные правила теми самыми взваленными на плечи верующих «бременами неудобоносимыми», о которых говорил Господь в Евангелии?» - владыка отвечает следующее: «Если для человека молиться в тягость, значит, он просто не любит Бога. Как бы жестоко это ни звучало. В одном из интервью я уже говорил, что когда люди влюблены, они не могут наговориться, наобщаться. Им в радость даже просто сидеть рядом, смотреть друг на друга. И если у человека нет нужды говорить с Богом, значит, он Бога не любит. Это страшное состояние». Но что делать, если всё-таки современный суетный мир забирает всё время христианина и у него не хватает сил на молитву? Как молиться, о чем молиться, как не оправдывать себя – на все эти и другие вопросы отвечает владыка Иона в этой книге.
***
Как узнать волю Божию о себе? Где применить себя в Церкви? Почему так трудно читать Священное Писание и другую духовную литературу? Почему тяжело стоять на молитве? Надо ли ездить в паломничества или достаточно просто молиться на своем приходе? Зачем нужен духовник? И еще множество вопросов, которые возникали у корреспондентов владыки Ионы, а значит, и у многих из вас, наших читателей. На эти вопросы архипастырь старался искренне отвечать. «Читая эту книгу, - говорит владыка Иона, - помолитесь, чтобы Господь и мне — такой же, как и все вы, частичке великой и святой Церкви Христовой, — помог быть настоящим христианином».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Всенощное бдение 20 апреля 2024 года
Выписывайте и читайте «Православную газету»!
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!