У книжной полки. Мы созданы для рая. Архиепископ Иона (Черепанов)

17 июня 2022 г.

Тема, о которой пойдет речь в этой книге, в наше время можно считать одной из самых популярных. Это тема – «Как нам жить в Церкви». После долгих лет борьбы с религией мы утратили те знания, которые в дореволюционной России ребенок из православной семьи узнавал с детства, впитывал, как говорится, с молоком матери. Поэтому сегодня, когда молодой человек вдруг начинает задумываться о смысле жизни и эти поиски его приводят в храм, на первом этапе воцерковления у него возникает масса вопросов. На некоторые из них отвечает архиепископ Иона (Черепанов) в книге, которая вышла в свет в издательстве Свято-Елисаветинского монастыря города Минска под названием - «Мы созданы для рая. Как нам жить в Церкви».

***

1. Архиепископ Обуховский Иона (Черепанов) - викарий Киевской епархии, наместник Троицкого Ионинского мужского монастыря в Киеве, председатель Синодального отдела по делам молодёжи Украинской Православной Церкви, главный редактор журнала Отрок.ua. В этой книге владыка Иона обращается в первую очередь к поколению молодых людей — как пришедших в Церковь, так и тех, кто только задает себе вопросы о смысле бытия и о жизни Церкви. Ему, по словам издателей, - удается говорить с читателями откровенно и доверительно. О чем эта книга и для кого — владыка Иона просто и ясно объясняет в предисловии к ней.

2. Книга, которую вы держите в руках, - пишет автор, - не была написана как один цельный текст. Это собрание ответов на вопросы, заданные в разное время корреспондентами самых разных изданий. Она представляет собой некую мозаику из размышлений, как нам жить в Церкви, какие вообще взаимоотношения могут быть у человека и Церкви Христовой. Ведь каждый из нас не является всего лишь сторонним элементом, проникшим в Церковь как в некую организацию. Нет, входя в Церковь через таинство Крещения, мы становимся частью этого огромного живого организма, одной из его молекул. Поэтому неудивительно, что в церковной ограде собраны люди самого разного уровня веры и воцерковленности — от абсолютно охладевших, увлеченных какими-то антицерковными настроениями, до тех, кто всю жизнь посвящает служению Богу и ближнему.

3. Как отмечает автор, еще апостол Павел писал, что каждый член Церкви - это часть Тела Христова, а в теле, как мы знаем, если какие-то органы болеют, страдает весь организм. В то же время все мы являемся и чадами Православной Церкви. Но сколько из миллионов крещеных людей пусть даже не живут, но хотя бы стараются жить, исполняя заповеди Божии? Увы, общение с Церковью у очень и очень многих заключается лишь в двух посещениях храма, причем оба раза в бессознательном состоянии. Первый — когда его приносят младенцем на Крещение, второй — когда заносят отпевать. А ведь каждый человек с его мыслями, убеждениями, с его бессмертной душой — это глобальное явление в мире, настоящее чудо Божие. И как жаль, что вся жизнь этого глобального явления зачастую проходит вне общения со Христом, своим Создателем!

4. По словам владыки Ионы, у него болит и страдает сердце о каждом, кто, войдя в Церковь, чем-то смутился и затем на время оставил ее. Или хоть и принадлежит к ней формально, но не хочет ничего знать о том, как жить во Христе, жить по-Божьему, не читает ни Священного Писания, ни святых отцов. О многом из этого вы прочтете в данной книге. Вот, например, собеседник архипастыря задал ему такой вопрос: «Владыка, у вас есть ответ на вопрос, почему у православных всё так долго? Последование ко Причастию, службы, акафисты, каноны… Ведь нигде в Евангелии Господь не говорит: «Молитесь как можно дольше».

5. Наоборот, молитва, которую Он дает людям — «Отче наш» — предельно короткая и лаконичная (Мф. 6: 9–13). И это фарисеев Христос упрекал за то, что они лицемерно долго молятся (Мф. 23: 14). А апостолов предупреждал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6: 7–8). Получается, мы — как фарисеи и язычники?» И вот что владыка отвечает на этот вопрос: «Последние слова из процитированных вами были как раз ключевыми. Как видим из текста, язычники молились о каких-то житейских вещах, потому и предупреждает Господь, что Отец небесный знает о наших нуждах прежде прошения у Него. И дальше говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 32–33).

6. Поэтому, - отмечает владыка Иона, - желательно, особенно на этапе воцерковления, совершать молитвы по молитвослову, то есть, используя тексты, написанные святыми людьми: там все прошения касаются Царствия Небесного. Представьте, о чём бы мы стали молиться, когда вот только-только уверовали в Господа, ещё не погрузились в глубину Евангелия, не ощутили всю возвышенность слов Христа. Конечно, просили бы того, что кажется насущным, и чего обычно себе и другим желаем: здоровья, благополучия, счастья в личной жизни. Но против этого, в общем-то, и предостерегал Господь.

7. Владыка также напоминает собеседнику слова замечательной молитвы святителя Иоанна Златоуста, читаемой каждый вечер: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук…». Все прошения этой молитвы, по словам архипастыря, касаются совершенствования души, наших взаимоотношений с Богом, к Которому мы обращаемся действительно как к Отцу Небесному, Который знает о наших бытовых проблемах, и Ему даже напоминать об этом не надо, а просим мы Его лишь о том, что необходимо для пребывания с Ним в Вечности.

8. В ответ на слова собеседника: «не являются ли длинные службы и молитвенные правила теми самыми взваленными на плечи верующих «бременами неудобоносимыми», о которых говорил Господь в Евангелии?» - владыка отвечает следующее: «Если для человека молиться в тягость, значит, он просто не любит Бога. Как бы жестоко это ни звучало. В одном из интервью я уже говорил, что когда люди влюблены, они не могут наговориться, наобщаться. Им в радость даже просто сидеть рядом, смотреть друг на друга. И если у человека нет нужды говорить с Богом, значит, он Бога не любит. Это страшное состояние». Но что делать, если всё-таки современный суетный мир забирает всё время христианина и у него не хватает сил на молитву? Как молиться, о чем молиться, как не оправдывать себя – на все эти и другие вопросы отвечает владыка Иона в этой книге.

***

Как узнать волю Божию о себе? Где применить себя в Церкви? Почему так трудно читать Священное Писание и другую духовную литературу? Почему тяжело стоять на молитве? Надо ли ездить в паломничества или достаточно просто молиться на своем приходе? Зачем нужен духовник? И еще множество вопросов, которые возникали у корреспондентов владыки Ионы, а значит, и у многих из вас, наших читателей. На эти вопросы архипастырь старался искренне отвечать. «Читая эту книгу, - говорит владыка Иона, - помолитесь, чтобы Господь и мне — такой же, как и все вы, частичке великой и святой Церкви Христовой, — помог быть настоящим христианином».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​