У книжной полки. Мы можем избавиться от бед уже сегодня!

25 февраля 2025 г.

Ежедневно жизнь убеждает нас, что скорби неизбежны. Кто страдает от бедности, кто от потери близких, кто от болезни, кто от клеветы и человеческой злобы, а кого мучают его собственные страсти, недостатки или мнительность. Если смысл в наших бедах и несчастьях? Как просто понять и прочувствовать всем сердцем, что Господь посылает нам скорби и печали не в наказание, а ради укрепления души на пути к вечной жизни? И можем ли мы избавиться от бед? Разобраться в этих вопросах поможет книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Благовест и называется – «Мы можем избавиться от бед уже сегодня».

***

1. Открывает данное издание следующий рассказ, взятый из книги протоиерея Валентина Мордасова «Кто кем побежден, тот тому и раб». «Однажды к преподобному Аммону родители привели сына, которого искусал взбесившийся пес. У отрока появились уже признаки бешенства, и он кусал самого себя и переносил ужасные страдания. Отец и мать пали к ногам святого и просили, чтобы он исцелил сына их. Аммон сказал: «Зачем вы напрасно утруждаете меня, прося меня сделать то, что превышает мои силы; болезнь и исцеление сына в ваших руках. Зачем вы у убогой вдовы украли вола, которого тайно убили и съели? Вот возвратите ей другого, живого вола, — и сын ваш выздоровеет».

2. Услышав это, родители бесновавшегося отрока ужаснулись, исповедали перед святым свое злое дело и с клятвою обещали вознаградить вдову за украденное ими. Тогда святой помолился, исцелил отрока и отпустил их с миром. После этого они с радостью возвратились домой и в тот же час отдали вдове своего живого вола, взамен украденного. Из этого повествования становится ясным, что несчастия главным образом постигают нас, как наказание за наши грехи (так и для наставления в духовной жизни), а затем открывается и та истина, что для избавления от несчастий мы прежде всего должны подумать о своих грехах и об исправлении нашей жизни. Что сказал Аммон родителям несчастного сына? - «В ваших руках болезнь и исцеление отрока. Загладьте добром злое дело, которое вы сделали, и исцелеет сын ваш». И чем кончилось? Едва лишь чистосердечно сознали родители свой грех, тотчас же и выздоровел отрок их.

3. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, «грех - есть причина всех скорбей человека и во времени, и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие. Бесчестие и другие скорби... обнаруживают таящийся грех в глубине души. Скорбь по той причине и называется искушением, что она открывает сокровенное состояние сердца. Поврежденная природа наша постоянно нуждается, как в противоядии, в скорбях: ими погашается в ней сочувствие к греховному яду страстей, в особенности к гордости... ими выводится служитель Божий из напыщенного неправильного мнения о себе в смиренномудрие и духовный разум».

4. Издатели также приводят слова преподобного Варсонофия Оптинского, который отмечает, что «непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о нём. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются или для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем, этою болезнью он избавляется от большего зла, которое он намеревался сделать». По словам издателей, важно отметить обычно прямую зависимость того, что с нами происходит от наших грехов. Скорби и страдания сопровождают человека в течение всей его земной жизни, и ими, как золото в огне, он очищается от примеси зла в своей душе, от всей душевной нечистоты, которая не позволяет ему по смерти достигнуть Царствия Божия,

5. Грешник, даже окруженный многими благами мира, но преданный страстям и похотям плотским, страдает душой, червь точит его сердце и не дает ему покоя, потому что ничем земным душа насытиться и удовлетвориться не может. А что бывает с грешником, когда постигают его бедствия, когда несчастный случай лишает его всего, на что он надеялся в жизни, в чем полагал все счастье? Он, - говорят издатели, - тогда погружается в скорбь и отчаяние. И тогда иной раз даже смерть самоубийцы кажется ему отрадой. Именно поэтому так важно выбрать правильную цель жизни, дающую человеку благодатную жизнь, как на земле, так и после земной жизни. И тогда в жизни земной не будет места рабству грехам и страстям, которые могут стать для человека ложными богами, разрушающими его душу и тело. Ибо грех — первопричина всех страданий!

6. По словам отца Валентина Мордасова, «через Евангелие Господь обращается ко всем нам с просьбой, чтобы мы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т. д. но мы часто и слушать не хотим об этом, а сами просим Его, чтобы Он помогал нам. А бывает и так: Господь нам нужен только в тяжелые минуты; Он наши просьбы исполняет, а мы даже поблагодарить Его забываем и обращаемся к Нему опять только когда нас постигают скорби снова; а в дни покоя и счастья Он нам как бы и не нужен. Обращаться с просьбой о выполнении ваших желаний вы можете ко многим святым, к Богородице, к Самому Господу Иисусу Христу, но для этого вам желательно бы было познакомиться с Евангелием, где изложено наше вероучение; хорошо читать жития святых, после чего эти избранники Божии становятся вам близкими, и вы обращаетесь к ним уже с теплой, сердечной молитвой от всего своего сердца».

7. А между тем, как отмечают издатели, слово Божие учит нас не любить мира, ведь всё, что мы видим в мире и к чему так часто стремимся, есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская; а нужно прежде всего и больше всего искать Царствия Божия и правды его, желать не радостей и утех мирских, а благодати Божией и радости духовной. Тогда и скорби будут правильно переживаться и переноситься, о чем и рассказывают в этой книге церковные учителя. А они учат нас тому, что надо быть с Богом всегда, и тогда скорби не будут для нас непереносимым испытанием. Ведь Господь сотворил нас не на плач, но на радость; но мы сами являемся причиною, что отравляем гордостью дни жизни нашей. В тоже время через страдания дается оставление грехов. Поэтому, как говорит преподобный Антоний Оптинский, «Господа Бога, богатого в милости к нам и всем полезная устрояющего, должны мы от всей души благодарить, что удостоил нас в числе хворых быть, а не роптать».

***

Мы иногда думаем, что тревога о том, что еще не случилось, возникает от нашего маловерия, недоверия благому Промыслу Божию, и с ней нужно бороться. Оказывается, это может быть Его великим благом и полезным наставлением для нас. В этой книге на основе многочисленных святоотеческих свидетельств и высказываний, также примеров из жизни святых и христианских подвижников рассказывается, в чем заключается причина и смысл претерпеваемых каждым человеком страданий и болезней, как следует к ним по-христиански относиться, чтобы пережить богоугодно и во спасение своей души.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X